Евгений Стаховский с романом-психотерапией «43» – в длинном списке «Национального бестселлера»

Евгений Стаховский

22 февраля на сайте «Национального бестселлера» был опубликован лонг-лист премии 2016 года и комментарий к нему. Мы поздравляем нашего автора Евгения Стаховского с номинацией на премию и следим за развитием событий – в конце апреля Большое жюри выберет короткий список. В комментариях к лонг-листу Евгения упомянули среди авторов, про которых профессиональное литературное сообщество до сих пор ничего не слышало. Тем не менее Евгений Стаховский хорошо известен слушателям радио «Маяк», где ведет авторскую программу. Мы связались с Евгением и попросили рассказать о себе как о писателе и о своей книге «43».

R.: Евгений, когда была опубликована первая книга, как складывалась ваша карьера писателя?

Е.С.: Говоря о литературе, я бы не называл это карьерой. Так или иначе, я всегда пишу. Не знаю – много или мало. Стараюсь себя не заставлять, сохраняя чистоту взгляда. Иногда это оформляется во что-то цельное. Мне потребовалось довольно много времени, чтобы понять, что я готов от домашних зарисовок перейти к осмысленным построениям. Что называется, выйти за рамки. Прочувствовать возможность языка. Долгое время меня интересовала только поэзия, где язык является первоосновой, фундаментом; где язык нужно изобретать. Когда я решил, что у меня накопилось достаточно материала, я выпустил первую книгу – сборник авторской и переводной, с английского языка,  поэзии. Такой, своеобразный срез за 20 лет. Эволюция. Моя эволюция. Книга «22:22» вышла в 2011 году и, честно говоря, я не отслеживаю её судьбу.

R.:  Расскажите про роман «43» — почему это роман-психотерапия, на какого читателя рассчитана книга? Как появилась идея книги? Сколько заняла работа над ней?

Е.С.: Я начал писать “43” после того, как потренировался на некотором количестве небольших новелл. Они пока не опубликованы, и это снова вопрос цельности. Когда они сами по себе обретут законченную форму, тогда и поговорим об этом. Правда, однажды я решился на эксперимент и прочитал в эфире один из рассказов. Моему последнему радиошоу, над которым я и сейчас работаю, недавно исполнился год, и я, среди прочего, отметил этот год и таким образом. Очень волновался – никогда не читал вслух своё. Вообще не слишком уверен, что это надо делать. Тем не менее, результат можно найти в подкастах, или на YouTube (например, рассказ «Собаки» — прим. Ridero):

Что касается психотерапии, то пояснять это означает поясняет всю суть, всё движение романа. Не думаю, что мне хочется что-то пояснять. Каждый обнаружит то, что обнаружит. Каждому откроется что-то своё. То есть, я надеюсь, что откроется. Я сторонник теории «смерти автора», поэтому и вопрос читателя очень трудный. Может быть, самый трудный. В смысле – на кого рассчитана книга. Мне уже задавали этот вопрос — в одном издательстве. Я подумал, и ответил: «на умных». Их это не слишком удовлетворило и мы разошлись в разные стороны. Как бы то ни было – я их очень понимаю. «43» я писал два года, или около того. Некоторые главы складывались за один день, на другие уходило больше месяца. И дело не в количестве страниц, а во внутренних ощущениях. В форме. В необходимости расставить точки. Хорошо, что я их расставил.

R.:  Книга была опубликована через издательский сервис Ridero, почему был выбран этот путь? Работали ли Вы когда-то с традиционными издательствами? В чем плюсы и минусы самиздата и работы с издателем?

Е.С.: Было несколько вариантов публикации. Не все они мне нравились. На Ridero я наткнулся случайно и решил, что это интересно. Назовём это тягой к экспериментам. Мне интересно наблюдать за процессом. Я никуда не тороплюсь. С традиционными издательствами нужно, как правило, вести длительные переговоры, да и предлагаемые условия редко бывают удовлетворительными. А тут я, в общем, контролирую весь процесс. Получаю возможность делать то, что хочется, оценивая риски и возможности. Традиционные издательства очень серьёзно подходят к вопросу рисков. Это естественно. Это бизнес. Тем более, сегодня всё катится чёрт знает куда, и риски заметно увеличены. Так что пусть каждый занимается своим делом.

R.: Продвигаете ли Вы свою книгу самостоятельно, и если да — то как?

Е.С.: Это прозвучит нескромно, но я полагаю, что у меня есть какое-никакое имя. 20 лет в эфире делают своё дело. У меня есть возможность обращаться к людям напрямую. В том числе – рассказывать о себе. Надеюсь, это кому-то интересно. Плюс социальные сети. Они дают прекрасные возможности. А дальше – либо человек интересен, либо нет. И всё.

R.:  Успеваете ли Вы читать сами, как выбираете для себя книги?

Е.С.: Это очень забавный вопрос. Моя библиотека, или, если хотите, литературная генеалогия, весьма обширна и регулярно пополняется. Кроме того, в своём радиошоу на «Маяке» я ежедневно читаю в эфир новеллы очень разных авторов. Начитал уже больше 200 произведений. Их можно найти в подкасте «Чтение» в айтюнсе и для андроида. Дома я читаю обычно несколько книг сразу, и это разумеется не только художественная литература и не только на русском языке. Есть несколько авторов, к которым я обращаюсь всегда – вряд ли в этом я отличаюсь от других. Если нужны имена, то это, конечно, Томас Манн, Пруст, Джойс, недавно покинувший нас Умберто Эко. Мне нравятся Гамсун и Капоте, Генри Джеймс и Уильям Берроуз, Каннингем и Холингхёрст, Агата Кристи и Агота Криштоф. Я фанат Астрид Линдгрен. Между Толстым и Достоевским я выбираю Достоевского. Между Шолоховым и Горьким – Горького. Хотя мне не очень нравится выбирать. К чему это, вообще? Про поэзию промолчу – список окажется слишком длинным. Коротко говоря, я люблю читать и люблю писать. А дальше оно само.

Фото — radiomayak.ru

 

Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *