Конспект вебинара со сценаристом Сергеем Калужановым на платформе Rideró от 12.10.2022
Неделю назад мы провели онлайн-встречу с Сергеем Калужановым, посвященную написанию синопсиса для сценариев.
Сергей — один из ведущих сценаристов российской киноиндустрии, автор более 50 сериалов и полнометражных фильмов, лауреат литературной премии «Дебют» и кинофестиваля «Движение».
Мы записали конспект вебинара и делимся им с вами. Далее речь пойдет от лица спикера.
Перед тем, как вы сели писать синопсис, нужно ответить на вопрос «О чем это кино?».
Ответ может быть совсем неочевидным, и вам потребуется время, чтобы выделить главную идею.
В этом вам поможет написание логлайна и тизера. Они являются частью синопсиса и идут перед ним. В последнее время продюсеры все чаще просят авторов их прописывать.
Логлайн — самая суть вашего произведения в виде небольшого выразительного высказывания. Он должен зацепить продюсера. Хороший пример — логлайн к одному из сезонов сериала «Клан Сопрано»: If one family doesn’t kill him…the other family will («Если одна семья не убьет его, убьет другая»). Эта тема проходит красной нитью через весь сезон. У главного героя настолько все плохо, что его могут убить как члены его семьи, так и члены «мафиозной семьи».
Тизер — очень краткое описание того, что является уникальностью вашего произведения. Объем — примерно 10-12 предложений. Сюда нужно вместить то главное, что выделяет ваше проект среди других, и сделать это нужно в интригующей форме.
Приведу абстрактный пример. В художественном мире вашего произведения есть некое юридическое правило, которое меняет мир. Вот как можно об этом написать: «Представьте, что вы можете сделать это. Теперь можно. Государство вам это одобрит. Но вы получите за это вечные муки. И не забывайте, что это может сделать кто угодно другой».
Логлайн и тизер писать необязательно, но, если вы их сформулируете, вам будет легче понять, о чем ваша история и о чем будет кино. В книге может быть много сюжетных линий, размышлений. В кино они начинают друг друга теснить: ни одна из мыслей не раскрывается полностью и не доходит полностью до зрителя. Поэтому написание логлайна и тизера очень помогут вам выделить главную тему и показать ее развитие в синопсисе.
Синопсис должен быть структурным и предельно конкретным.
Основные ошибки при написании синопсиса
1. Пытаться полностью перенести все, что есть в произведении, с мотивировкой, что это очень важно. В книге это может быть важно, но кино — прикладное искусство. Режиссеры и сценаристы говорят: если историю можно рассказать без этой сцены, то сцену надо выкинуть.
Когда мы смотрим кино Дэвида Линча, складывается впечатление, что происходит что-то абсурдное, лишенное всякой логики. Но это не так. В каждом фильме Линча все странности, происходящие на экране, подчинены внутренней логике.
2. Пытаться написать слишком художественный текст. Синопсис должен отвечать на главные вопросы: кто герой, в каких он обстоятельствах, какое приключение его затянуло и чем все закончилось. Продюсеры быстро читают тексты, и если им не все понятно, могут отклонить заявку.
3. В синопсисе не должно быть много идей, так как в кино их будет сложно реализовать. Выбирайте одну идею.
Питчинг — это другой вид презентации своего проекта, его задача — быстро привлечь внимание продюсера, буквально за несколько секунд. Здесь вам тоже пригодится написание логлайна и тизера, ведь в них описана главная особенность вашего произведения.
Как можно сразу заинтересовать? Например, создатель сериала «Дневник служанки» мог бы так презентовать свой проект: «Представьте государство, в котором женщины — рабы». И дальше он бы уже рассказывал о деталях.
Чтобы заинтересовать продюсера вашим произведением, нужно грамотно написать синопсис. Самое главное в синопсисе — структура и краткость. Расскажите без подробностей, кто ваш герой, в каких он обстоятельствах, что с ним приключилось и чем это закончилось. Чем четче структура, тем лучше.
Не пытайтесь уместить в синопсисе все, что кажется вам важным. Опускайте не самых значимых героев, второстепенные сюжетные линии. Выделите одну главную идею в произведении и раскрывайте ее.
Не пытайтесь написать слишком художественный текст. Всегда держите в голове, что продюсеры — очень занятые люди, которые читают текст быстро. Если они чего-то не поймут, то отклонят заявку.
Сейчас продюсеры все чаще просят авторов написать логлайн и тизер. Это части синопсиса, которые идут перед ним. Логлайн — самая суть вашего произведения в яркой форме. В тизере кратко и интригующе раскрывается уникальность вашего проекта.
Написание логлайна и тизера — хорошее упражнение, которое поможет вам прояснить для себя, о чем ваша книга и о чем будет фильм.
Рекомендуем почитать по этой теме
Статья, в которой показывается, какая может быть структура синопсиса. Здесь можно посмотреть шаги написания синопсиса, которые помогут автору выявить в своем произведении самое важное и уложиться в небольшой объем.
25 сентября открывается прием заявок на участие в литературном конкурсе «Экранизация». Независимые авторы смогут презентовать свои произведения сценаристам и продюсерам известных кинокомпаний и продюсерских центров. Это уже четвертый сезон конкурса, ... Читать далее
22 марта объявлены победители литературного конкурса «Экранизация», который третий сезон проводится совместно издательским сервисом Rideró и «Агентством талантов Стардаст». В жюри вошли профессионалы из мира киноиндустрии: генеральный продюсер, сооснователь кинокомпании ... Читать далее
2 марта на платформе Rideró прошел вебинар с Юлией Зайцевой. Юлия — бессменный продюсер писателя Алексея Иванова, pr-специалист, автор трех книг, кандидат филологических наук. Юлия и Алексей сотрудничают со всеми ... Читать далее
9 февраля на платформе Rideró прошел открытый эфир с писателями — лауреатами и победителями премии «Лицей». Мы пригласили Ислама Ханипаева (победитель в номинациях «Проза» (2-е место) и «Выбор книжных блогеров» ... Читать далее