Как написать продающий синопсис

Конспект вебинара со сценаристом Сергеем Калужановым на платформе Rideró от 12.10.2022

Неделю назад мы провели онлайн-встречу с Сергеем Калужановым, посвященную написанию синопсиса для сценариев.

Сергей — один из ведущих сценаристов российской киноиндустрии, автор более 50 сериалов и полнометражных фильмов, лауреат литературной премии «Дебют» и кинофестиваля «Движение». 

Мы записали конспект вебинара и делимся им с вами. Далее речь пойдет от лица спикера.

Что нужно сделать перед тем, как начать писать синопсис

Перед тем, как вы сели писать синопсис, нужно ответить на вопрос «О чем это кино?».

Ответ может быть совсем неочевидным, и вам потребуется время, чтобы выделить главную идею. 

В этом вам поможет написание логлайна и тизера. Они являются частью синопсиса и идут перед ним. В последнее время продюсеры все чаще просят авторов их прописывать.

Логлайн  — самая суть вашего произведения в виде небольшого выразительного высказывания. Он должен зацепить продюсера. Хороший пример — логлайн к одному из сезонов сериала «Клан Сопрано»: If one family doesn’t kill him…the other family will («Если одна семья не убьет его, убьет другая»). Эта тема проходит красной нитью через весь сезон. У главного героя настолько все плохо, что его могут убить как члены его семьи, так и члены «мафиозной семьи». 

Тизер — очень краткое описание того, что является уникальностью вашего произведения. Объем — примерно 10-12 предложений. Сюда нужно вместить то главное, что выделяет ваше проект среди других, и сделать это нужно в интригующей форме. 

Приведу абстрактный пример. В художественном мире вашего произведения есть некое юридическое правило, которое меняет мир. Вот как можно об этом написать: «Представьте, что вы можете сделать это. Теперь можно. Государство вам это одобрит. Но вы получите за это вечные муки. И не забывайте, что это может сделать кто угодно другой». 

Логлайн и тизер писать необязательно, но, если вы их сформулируете, вам будет легче понять, о чем ваша история и о чем будет кино. В книге может быть много сюжетных линий, размышлений. В кино они начинают друг друга теснить: ни одна из мыслей не раскрывается полностью и не доходит полностью до зрителя. Поэтому написание логлайна и тизера очень помогут вам выделить главную тему и показать ее развитие в синопсисе.

Написание синопсиса

Синопсис должен быть структурным и предельно конкретным. 

  • Стремитесь изложить сюжетную составляющую и не объясняйте, почему тот или иной поворот важен, какие идеи заложены в вашем произведении. 
  • Если ваш сюжет строится на сложно уловимых изменениях во внутреннем мире героя, то нужно подумать над формой выражения ваших идей на экране и потом уже выделять структуру. 
  • Экспозиция и трехактовая система — завязка, развитие, кульминация — необходимы. 
  • Не делайте акцент на художественной особенности и ценности текста, кино не про это. Красивые, интересные мысли выносятся в логлайн и тизер.
  • Если много действующих лиц, выбирайте одного главного героя и рассказывайте с его точки зрения.

Основные ошибки при написании синопсиса

1. Пытаться полностью перенести все, что есть в произведении, с мотивировкой, что это очень важно. В книге это может быть важно, но кино — прикладное искусство. Режиссеры и сценаристы говорят: если историю можно рассказать без этой сцены, то сцену надо выкинуть.

Когда мы смотрим кино Дэвида Линча, складывается впечатление, что происходит что-то абсурдное, лишенное всякой логики. Но это не так. В каждом фильме Линча все странности, происходящие на экране, подчинены внутренней логике. 

2. Пытаться написать слишком художественный текст. Синопсис должен отвечать на главные вопросы: кто герой, в каких он обстоятельствах, какое приключение его затянуло и чем все закончилось. Продюсеры быстро читают тексты, и если им не все понятно, могут отклонить заявку.

3. В синопсисе не должно быть много идей, так как в кино их будет сложно реализовать. Выбирайте одну идею.

Питчинг

Питчинг — это другой вид презентации своего проекта, его задача — быстро привлечь внимание продюсера, буквально за несколько секунд. Здесь вам тоже пригодится написание логлайна и тизера, ведь в них описана главная особенность вашего произведения. 

Как можно сразу заинтересовать? Например, создатель сериала «Дневник служанки» мог бы так презентовать свой проект: «Представьте государство, в котором женщины — рабы». И дальше он бы уже рассказывал о деталях.

Резюме

Чтобы заинтересовать продюсера вашим произведением, нужно грамотно написать синопсис. Самое главное в синопсисе — структура и краткость. Расскажите без подробностей, кто ваш герой, в каких он обстоятельствах, что с ним приключилось и чем это закончилось. Чем четче структура, тем лучше.

Не пытайтесь уместить в синопсисе все, что кажется вам важным. Опускайте не самых значимых героев, второстепенные сюжетные линии. Выделите одну главную идею в произведении и раскрывайте ее.

Не пытайтесь написать слишком художественный текст. Всегда держите в голове, что продюсеры — очень занятые люди, которые читают текст быстро. Если они чего-то не поймут, то отклонят заявку. 

Сейчас продюсеры все чаще просят авторов написать логлайн и тизер. Это части синопсиса, которые идут перед ним. Логлайн — самая суть вашего произведения в яркой форме. В тизере кратко и интригующе раскрывается уникальность вашего проекта. 

Написание логлайна и тизера — хорошее упражнение, которое поможет вам прояснить для себя, о чем ваша книга и о чем будет фильм.


Рекомендуем почитать по этой теме

Статья, в которой показывается, какая может быть структура синопсиса. Здесь можно посмотреть шаги написания синопсиса, которые помогут автору выявить в своем произведении самое важное и уложиться в небольшой объем.

Читать

Share This:

С этим читают

Этот день настал! Ридерская группа конкурса «Экранизация» сформировала Длинный список 3-го сезона. В него вошли 65 произведений. Поздравляем всех участников, прошедших первый этап отбора! Впереди — еще один отбор, который ... Читать далее

19 декабря на платформе Rideró прошел уже ставший традиционным предновогодний вебинар с Майей Кучерской — писателем, филологом, преподавателем писательского мастерства с многолетним опытом работы с начинающими авторами. Мы подготовили для ... Читать далее

2 ноября на издательской платформе Rideró прошел вебинар «Инструменты продвижения автора: литагенты, нетворкинг, опыт журналистики». Спикер встречи — писатель и журналист Светлана Сачкова, живущая в США. Она рассказала, какие есть ... Читать далее

26 октября на платформе Rideró прошел мастер-класс с Евгенией Михайловской «Ищем спонсора для своей книги». Евгения Михайловская раньше руководила коммерческой службой Rideró, курировала участие авторов в ярмарках и помогала экспертам ... Читать далее

Показать больше записей