История успеха: сценарий Александра Молчанова

bu-fD6IsB70

По данным Книжной палаты в 2015 году в России было опубликовано 112 647 книг. В крупнейшем интернет-магазине Amazon ежемесячно появляется около 150 000 новых изданий, а всего сейчас в продаже — более 31 млн. книг со всего мира. Всем авторам планеты, заинтересованным в успехе своих книг, приходится думать не только о художественном сюжете, но и об эффективных сценариях продвижения готового издания. Об этом мы поговорили с Александром Молчановым — писателем, драматургом, руководителем сценарной онлайн-мастерской, автором книг-бестселлеров «Букварь сценариста», «Сценарист №1», «Как написать сценарий успешного сериала», «Газетчик».

R: Когда Вы написали свою первую книгу?

АМ: В 1998-м году. Это был роман с вычурным названием «Препоследний поединок», который издательство ЭКСМО переименовало в «Ставка на Джокера». Роман, как я сейчас понимаю, вполне чудовищный. К счастью, издательство, у которого уже был писатель Молчанов, потребовало, чтобы я взял псевдоним, так что я теперь делаю вид, что это произведение осталось на совести писателя Александра Кузнецова.

R: Как случилось так, что первую же книгу взяло ЭКСМО?

АМ: Просто отправил текст романа, распечатанный на принтере в издательство на адрес, указанный на каждой книге. И через месяц пришло письмо — позвоните по такому-то номеру.  Я позвонил и мне сказали — приезжайте заключать договор, мы берем ваш роман.

R: Как складывалась дальше Ваша издательская история?

АМ: В первый заход ЭКСМО выпустило два моих романа, после чего я начал экспериментировать с жанрами – написал древнерусское фентези, потом фанфик «Секретных материалов». Редактор понял, что автор нестабилен и сотрудничество с издательством сошло на нет. А я начал писать юмористические рассказы, которые печатались в журналах типа «Вокруг Смеха» и «Колесо смеха». Дошутился до того, что стал главным редактором журнала «Крокодил», который тогда из-за разборок с владельцами бренда издавался с приставкой «Новый». А оттуда Игорь Угольников пригласил меня писать для возрожденного «Фитиля». Я увидел, как артист Чонишвили говорит на всю страну с экрана написанный мной текст – и пропал на десять лет. Писал сценарии и пьесы, которые не предполагают существования в виде отдельного текста и об издании книг не помышлял.

А в 2008-м году, когда проводил в ЖЖ открытый мастер-класс по написанию сценария, вдруг в какой-то момент понял – батюшки, а ведь это же книга! Так появился «Букварь сценариста». Эта книга полностью изменила мою судьбу. Когда я ее писал, я не собирался становиться, как это называется, «сценарным гуру». А после уже не было выбора – все начали меня воспринимать не как сценариста, а как преподавателя. Ну и пришлось открыть киношколу.

R: Как, по Вашему мнению, автору найти короткую дорогу к своему читателю?

АМ: Мне кажется, лучшая стратегия для начинающего автора сегодня – это издавать книги в Ridero, а потом предлагать их крупным издательствам. Ridero дает скорость и быструю обратную связь. Крупные издательства дают охват аудитории. Нужно понимать, что публикация книги в Ridero – это совсем не то, что публикация книги в интернете. Книга – это всегда книга.

R: Можно ли научиться писать бестселлеры?

АМ: Можно. Так же, как в кино есть конкретные техники создания и удержания интереса зрителя, есть техники привлечения и удержания интереса читателя. Другое дело, что авторы зачастую очень высокомерны, ленивы и нелюбопытны и не желают учиться. Именно поэтому бестселлеры не пишут все, кто умеет складывать буквы в слова.

R: Как Вы продвигаете свои книги и какой инструмент продвижения считаете самым эффективным?

АМ: Нет одного способа, который способен привлечь сто читателей. Но я знаю сто способов привлечь одного читателя и использую их все. Это соцсети, рассылки, вирусные скрипты, вебинары, сайт, конференции, публичные выступления и даже реклама в «Яндекс-директе». Эффект приносят массивные действия по продвижению своей книги. Авторы считают, что когда книга написана, их работа закончена. Черта с два. Когда книга написана, все только начинается.

R: Расскажите про свой опыт работы с издательским сервисом Ridero — чем он был вам полезен?

АМ: Когда появилось Ridero, я сразу знал, что это проект для меня. За год выпустил больше десяти книжек. Это изумительная площадка для эксперимента, позволяющая протестировать на живых людях любой книжный проект. Скажем, в какой-то момент я понял, что Ridero — это отличная возможность издавать журнал. И вот уже вышло два номера журнала «Сценарист» и готов к печати третий номер. Роман «Газетчик» я написал только потому, что есть Ridero — никакого желания как-то подстраиваться под вкусы редакторов издательств и биться за место в братском могиле какой-нибудь «серии» у меня нет. Гораздо лучше работает другая схема – когда автор сначала тестирует свою книгу на Ridero, а потом приходит в крупное издательство не с рукописью, а с готовым проектом – книгой-бестселлером. Показывает реальные цифры продаж, отзывы читателей, попадание книги в какие-то престижные рейтинги. Так у меня было с книгой «Как написать сценарий успешного сериала». Когда я ее закончил, «ЭКСМО» не проявило к книге интереса. Через месяц книга стала бестселлером «Озона» (и остается бестселлером до сих пор), и несколько месяцев возглавляла топ продаж Ridero. После этого ЭКСМО предложило мне заключить договор на переиздание. Разумеется, для переиздания книга была расширена и дополнена. Надеюсь, она выйдет до конца 2016 года.

Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *