Как увлечь читателя своей книгой

Расшифровка вебинара Анны Гутиевой на платформе Rideró от 29.09.2022

Несколько дней назад мы провели партнерский вебинар с Писательской академией Антона Чижа. Преподаватель мастер-курса академии, писатель и литературный редактор Анна Гутиева, рассказала о том, чего не хватает в современной методике обучения писательскому мастерству и почему хорошо написанные книги тем не менее оставляют равнодушным читателя.
Мы записали для вас конспект вебинара и приводим его здесь.

Что потеряли современные писатели

Последние годы мы, авторы, заняты тем, что придумываем захватывающие сюжеты, работаем с персонажами и их характерами, создаем сложные миры с массой деталей — словом, оттачиваем все то, чему научились на курсах, по книгам гуру, на мастерских и воркшопах. Но давайте посмотрим честно: то, что мы делаем, – это чисто техническая составляющая произведения. Это механизм, который может быть идеально выверенным с механической точки зрения. На литературном поприще теперь множество авторов, которые идеально владеют приемами создания арки персонажа и убедительностью в описании создаваемого мира, но… их книги не цепляют. Почему?

К сожалению, не цепляют потому, что мы вывели за скобки главную составляющую произведения искусства (а книга – это в идеале произведение искусства) — ее иррациональную бессознательную часть

В курсах писательского и сценарного мастерства куда-то исчезли такие вещи, как вдохновение, интуитивные прозрения, переживания в процессе, вживание в персонажа. Эти важные составляющие работы автора исчезли, будто их никогда и не было.

Подсказки классиков: что поставить в творчестве на первое место

Об этой утрате переживания в творчестве писал Константин Сергеевич Станиславский. Как ни странно применять это к писательству, но творческие проблемы театра конца 19-го — начала 20-го века и современной литературы очень схожи. Есть технически отлаженный механизм воспроизводства истории и персонажа, но нет живого переживания творчества. 

О необходимости переживания также говорил и Лев Николаевич Толстой: «Искусство заключается в том, чтобы вызвать в себе чувство и с помощью выразительных средств передать его». 

Иоганн Себастьян Бах говорил о необходимости переживания в процессе создания музыки, Василий Верещагин плакал над каждым убитым в батальных сценах на своих полотнах. 

Переживание в процессе творчества должно быть на первом месте – так утверждали те, кого мы сейчас считаем классиками, нравственным и творческим ориентиром. 

Главная задача заключается в том, чтобы не просто рассказать историю, а передать чувство, некое послание, взволновать читателя и сподвигнуть его к переживанию. 

Для чего же читателю переживание? Переживание – это опыт, который читатель присваивает, как свой собственный, и поэтому для него книга становится частью жизни.

В контексте того, что автор несет ответственность за переживания читателя, нужно крайне внимательно относиться к тому, что вы — автор — переживаете сами и переносите в текст. Придется много работать с собственной душой, развивать ее чуткость.

Эмоции и методика

Конечно, одного тонкого восприятия и переживания жизни недостаточно, чтобы писать цепляющие душу произведения. Необходимо знать и применять методики, с помощью которых можно выстроить пространство текста. О чувствах, эмоциях героя мы практически никогда не можем сказать прямо, потому что эмоция — суть бессознательного переживания, и как только мы выводим его в сознательный аспект, то есть прямо описываем, она перестает быть переживанием.

Уместнее, а главное эффективнее, вводить чувства в текст косвенно. И вот тут нам в помощь выступают инструменты работы с текстом: построение сюжета, создание характерных персонажей, введение точных деталей. 

Чтобы направить чувство в сюжет, мы должны задать себе вопрос: что именно я хочу рассказать этой историей? Классики русской (да и не только) литературы почитали ее нравственно-этическим инструментом воздействия. Мы думаем, что захватывающая история — это экшен, это сумма происшествий, сменяемых друг друга. Но захватывающая история — это еще чувство, переживание, это нечто, что может изменить мироощущение, а то и жизнь читателя, показать ему мир под другим углом.

Эмоциональный потенциал произведения

У Антона Павловича Чехова есть рассказ «На подводе», повествующий о провинциальной учительнице, которая уже тринадцать лет ездит в город за жалованьем по одной и той же дороге. Рассказ начинается так: «Шоссе было сухо, прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавах и в лесу лежал еще снег. Зима, злая, темная, длинная, была еще так недавно, весна пришла вдруг, но для Марьи Васильевны, которая сидела теперь в телеге, не представляли ничего нового и интересного ни тепло, ни томные, согретые дыханием весны прозрачные леса, ни черные стаи, летавшие в поле над громадными лужами, похожими на озера, ни это небо, чудное, бездонное, куда, кажется, ушел бы с такою радостью. Вот уж тринадцать лет, как она учительницей, и не сочтешь, сколько раз за все эти годы, ездила в город за жалованьем; и была ли весна, как теперь, или осенний вечер с дождем, или зима — для нее было все равно, и всегда неизменно хотелось одного: поскорее бы доехать».

Поскорее бы доехать. Безрадостное и унылое состояние героини – это начальный эмоциональный потенциал произведения. От него отталкивается автор. Он выбирает дальнейший вектор движения. Что сделать дальше: усугубить ли это состояние или создать условие для его изменения?
Сюжетные повороты работают по принципу усугубления или создания изменения изначально заданного потенциала персонажа, а не просто так сами по себе.

Резюме

Мы должны ответить себе на вопрос: что должно измениться в душе читателя после прочтения моего произведения? 

Получив ответ, мы создаем переживание, которое читатель пропустит через себя, как личный опыт. Чтобы добиться желаемого, мы задаем эмоциональный потенциал в завязке и с помощью сюжета развиваем его в сторону усугубления или изменения.



Также советуем

Письменные практики для писателей. «Пишем, чтобы исцелить себя и мир»

  • Автор пишет книгу или книга пишет автора?
  • Что такое исцеляющая история?
  • Сложные чувства в работе над книгой: что делать?

Ответы на эти и другие вопросы в курсе рассылок от психолога и нарративного практика Дарьи Кутузовой

Подробнее

Share This:

С этим читают

2 ноября на издательской платформе Rideró прошел вебинар «Инструменты продвижения автора: литагенты, нетворкинг, опыт журналистики». Спикер встречи — писатель и журналист Светлана Сачкова, живущая в США. Она рассказала, какие есть ... Читать далее

26 октября на платформе Rideró прошел мастер-класс с Евгенией Михайловской «Ищем спонсора для своей книги». Евгения Михайловская раньше руководила коммерческой службой Rideró, курировала участие авторов в ярмарках и помогала экспертам ... Читать далее

Конспект вебинара со сценаристом Сергеем Калужановым на платформе Rideró от 12.10.2022 Неделю назад мы провели онлайн-встречу с Сергеем Калужановым, посвященную написанию синопсиса для сценариев. Сергей — один из ведущих сценаристов ... Читать далее

Работа над обновлением рекомендованного «Списка литературы» Rideró условно делится на кварталы-сезоны  — зимний, летний, весенний состав, сегодня представляем осенний. Большинство книг  в списке новые и были опубликованы в этом году, ... Читать далее

Показать больше записей