Рецензия на роман «Конец поселения» Бориса Берхина

Рецензию подготовил Лев Яковлев.

Это, без сомнения, интересная книга и перспективный автор. Написано сюжетно, жестко, переживательно, непредсказуемо, порой метафорично и ярко. Читается на одном дыхании.

«Поселение» напоминает хронику, подробно записанную исследователем происходившего. Автор как будто не претендует на художественность, хотя сюжетика взаимоотношений богатая и вполне предполагает эту художественность. Но у хроники есть серьезный недостаток. Она монотонна и неэмоциональна. Предположим, автор пошел по этому пути сознательно, чтобы жестокие события коллективизации и раскулачивания выглядели еще страшнее. Но разве деление основного сюжета на законченные сюжеты-эпизоды эту задачу нивелируют?

В хрониках мы чувствуем присутствие автора (даже если не знаем его имени), его отношение к тому, что он фиксирует. Мы чувствуем, что хроники написаны живыми людьми про живых людей, что усиливает их достоверность. Поначалу в «Поселении» это есть, но в дальнейшем исчезает. А я бы хотел узнать если не чувства, то мысли автора. При этом отмечу, что лаконичность автора уместна и убедительна. Трудно было бы поверить в зверства Ивана Аипова, если бы нам не расписывали подробности.


— Машка, сучка, долго тебя ждать?!

Аипов обернулся. Сверху спускался мужик лет пятидесяти.

Было видно, что он пьян и зол.

— Дядя Петя, да вы ж сами меня не отпускали готовить, хотели, чтоб я телегу разгружала… 

— Какого хрена ты тут рот открываешь, сучка! Чтоб через пять минут суп принесла!

— Так он же не готов!

— Так ты еще и не приготовила! Ах ты, гадина!

Он размахнулся и ударил Марию со всей силы. Из-за того, что мужик был пьян, удар пришелся вскользь, но этого хватило, чтобы девушка отлетела к костру. Ногой она зацепилась за перекладину, та соскочила, и весь суп вылился на землю.

— Так ты нас без обеда оставила! Ну, сука, ща получишь!

Он нагнулся, схватил какую-то палку и кинулся к девушке.

Николай понял, что этот Петр может девушку забить до смерти.


Написано ярко и динамично, но и тут не хватает автора, который ранее доказал, что его детали могут быть выразительны и метафоричны. Как пример: «Горы с недоумением смотрели на эту деревню, где дома походили на толпу растерявшихся людей, где каждый был готов убежать, но никто не знал, в какую сторону».

«Поселение», без сомнения, выделяется из заурядных, пусть даже добротно написанных романов. Пусть даже на эту тему – о фатальном расчеловечивании, по воли советской власти, и о тех, кто сохранил в себе человека, невзирая ни на что. И выделяется «Поселение», в первую очередь, мистическими мотивами. Вроде бы все очень подробно и реально, и мы верим, что так могло быть. Но чем дальше, тем фантасмагоричнее эта реальность. И автор, конечно, это ощущает. Есть нечто, что прокляло эту землю. Может, это нечто играет этими людьми, заплетая их в удивительный клубок случайных и малообъяснимых совпадений. Делает их безумно жестокими и безумно несчастными.

Роман написан увлекательно. События словно налетают друг на друга, динамика бешеная. Эти события тревожат читателя, не оставляют его в покое.

Недочеты замещает главное достоинство романа — боль, с которой Борис Берхин описывает своих героев, и его вера, что человека не может изничтожить зло, какое бы оно ни было всеобъемлющее.

Читать на одном дыхании

Share This:

С этим читают

Работа над обновлением рекомендованного «Списка литературы» Rideró условно делится на кварталы-сезоны  — зимний, летний, весенний состав, сегодня представляем осенний. Большинство книг  в списке новые и были опубликованы в этом году, ... Читать далее

Рецензию подготовил литературный критик Антон Осанов. Здесь с ходу прекрасно все — и авторский псевдоним, и оформление книги, которую хвастовства ради можно «забывать» на рабочем столике, дескать, ах да, вот ... Читать далее

В telegram-канале «1 Ridero Day» эту книгу заметили первыми: «Вкусную свиную ногу закинул на „Ридеро“ Сергей Зацаринный. Его книгу „Пустая клетка“ любители детективов наверняка „обглодают“ до кости и попросят добавки. ... Читать далее

Рецензия литературного критика Антона Осанова. Добрая айболитовская проза, написанная с приятной легкостью, которая в тот же вечер доведет до последней страницы. Проблемы зверья, проблемы людей — все, с чем каждый ... Читать далее

Показать больше записей