Впечатления жюри блогеров о произведениях Короткого списка премии «Лицей-2022»

В этом году мы в шестой раз выступили партнером литературной премии для молодых писателей и поэтов «Лицей» и мы снова собрали блогерское жюри для определения победителя в номинации «Выбор книжных блогеров». Накануне объявления лауреатов мы попросили членов жюри, профессиональных читоголиков, поделиться впечатлениями от прочитанного и рассказать о своих фаворитах.

Татьяна Трубина (Bookовски)

Присоединиться к блогерскому жюри меня подтолкнул в первую очередь интерес к актуальным трендам русскоязычной литературы. Хотела узнать, что волнует молодых авторов и о чем через год-два мы будем читать, знакомясь с произведениями финалистов «Большой книги» или «Национального бестселлера». И я очень рада, что благодаря «Лицею» удалось получить этот срез «писательских болей».

Если попытаться выделить одну центральную тему, то это, безусловно, тема смерти. Причем, неоднократно намекается на то, что смерть — это еще не конец, и покойник — совсем не страшный, к тому же еще и прекрасно выполняет роль «волшебного помощника». Только не подумайте, что весь шорт-лист премии состоит из трэша о зомби, восставших из могил ради праведной мести и помощи ближним, все ограничивается лишь элементами мистики.

Больше всего при знакомстве с рукописями удивили мои собственные реакции и симпатии к тем произведениям, у которых было меньше всего шансов мне понравиться. Почему-то всегда думала, что романы я люблю гораздо больше, чем рассказы, но сборник Марго Гритт «Вторжение» стал моим фаворитом, обогнав два прекрасных романа, между которыми все никак не могла выбрать любимчика. Я не очень люблю фольклорные образы в современной прозе, но в рассказе «Леший, верни моего отца» Анастасия Реньжина смогла органично вплести в текст о переживании утраты родителя обращение к духу леса, так что мое девичье сердечко все-таки ёкнуло.

И еще, удивительный факт, но между прозаическими и поэтическими произведениями короткого списка очень много образных и тематических перекличек. Было бы интересно попытаться найти каждому роману и сборнику малой прозы его поэтического двойника.

Дина Озерова («Книжный странник»)

С большим интересом прочитала рукописи финалистов премии «Лицей». В этом году тексты объединяют как общие темы (отношения отцов и дочерей, кризис маскулинности), так и жанровые направления (например, фольклорный реализм). Автофикшена не так много, как ожидалось, но чувствуется, что авторы стали сильнее опираться на свой опыт, а затем трансформировать его в художественную прозу с упором на вымысел. 

Хочу отметить сборник рассказов Марго Гритт «Вторжение». Сборник звучит цельным высказыванием: нашлось место и комедии, и антиутопии, и суровому реализму. В результате получилась рефлексия проблем, волнующих поколение младше 30.

Моим фаворитом стал роман Екатерины Манойло «Отец смотрит на Запад». Социально-психологическая драма о девочке Кате, выросшей в семье с отцом-мусульманином и мамой-православной христианкой в поселке на границе с Казахстаном. Сильное феминистское высказывание, колоритно изображающее быт и нравы русско-казахской глубинки. К финалу текст превращается в настоящий хоррор, но не без проблеска надежды.

Полина Парс («Читалочка»)

Многие авторы, попавшие в этот список, пытаются подражать кому-то уже более важному среди современных русских авторов: у одних получается лучше, у других — хуже. Сперва самобытным казался текст Реньжиной «Леший, верни моего отца», но он достаточно грязный и пантеизм в этом фольклорном коктейле немного укачивал. Возможно, если его довести до ума, то это будет лучше, потому что виден потенциал. Еще из заметного: многие рефлексируют на тему отцов и детства (но это, увы, тоже не панацея), как-будто назрел уже у поколения вопрос «отцов и детей» наоборотный: высказать уже некому, но попробовать разобраться стоит. 

Отметить хочется (ей же я поставлю высшую оценку при голосовании) Анну Бабину и ее «Аранхуэсский концерт»: вот тут есть все, начиная с элементарной интриги, которая удерживает читателя, заканчивая и рефлексией, и социальными актуальными вопросами, и сама идея слежки за случайной девушкой — все понравилось.

Из поэтических ребят хочется выделить сборник «Тихая ярость» Максима Дрёмова. Поэзия у меня, правда, без попыток быть объективной: просто зацепило, отозвалось и понравилось.

Евгения Власенко (книжная активистка, автор блога Knigagid)

От чтения лицеистов этого сезона премии я получила больше, чем ожидала. Очень хороший уровень текстов, разнообразие стилей и несколько уже состоявшихся авторов, которых и новичками-то не назвать. Поэзия, как это обычно и бывает, впереди по степени актуальности и реактивности работы с политическим контекстом (Оля Скорлупкина «В стране победившего сюрреализма»). 

Прозаики работают более ретроспективно: взросление, утрата, самоидентификация. В разговоре о смерти молодые авторы умело используют фольклор (Настасья Реньжина «Леший, верни моего отца»), магический и сюрреализм (Екатерина Манойло «Отец смотрит на Запад», Марго Гритт «Вторжение»), элементы хоррора (Игорь Белодед «Сын мой, Павел!», Михаил Турбин «Выше ноги от земли»). К сожалению, по правилам в номинации «Выбор книжных блогеров» всего одно место, а это значит пришлось делать самый несправедливый в литературе выбор — выбирать между прозой и поэзией.

Я отдала максимальные баллы роману Екатерины Манойло. В этом сезоне в финале было много короткой прозы и всего три романа, но только Манойло, на мой взгляд, хватило дыхания на крупную форму. «Отец смотрит на Запад» — хорошо написанная сюжетная проза с отличными женскими персонажами. Это история о жизни на границе двух культур, о потерянном доме и о родных, которым не всегда хватает жизни, чтобы выразить свою любовь, и тогда они возвращаются, чтобы оберегать нас «оттуда».

Яна Норина (1 Ridero Day, автор канала «Яна пишет книгу»)

Когда я получила тексты, я не испытывала иллюзий. Молодые авторы уходят в эскапизм, говоря об ужасах прошлого, настоящего и будущего. Я ожидала ещё больше фольклора и женского письма, еще больше попыток писать в автофикшн, но в этом году правит бал гиперреализм. Выпуклые формы действительности больно задевают, и чтение во всех текстах было неуютное. Ни разу я не открыла рот, не вспомнила про чай и не хотела под плед. Некоторые вещи, например, «Отец смотрит на Запад», задели так, что страшно было дочитывать. Однако авторка дала возможность решить проблемы героине духам, и этот бог из машины меня разозлил.

«Леший, верни моего отца» — достойное продолжение магического пессимизма несколько женской литературы последних лет, но самой действительности. «Вторжение» неуютно воткнуло иголку в первом рассказе, и остальные, злые и честные тексты, читались уже с ощущением поддавков.

Да, время для честного разговора пришло, а мы, молодые пишущие, оказались к нему не готовы. Мы ищем правду в прошлом, считаем соек, говорим о матери, и даже в прекрасных стихах Дрёмова слышна некая ностальгия по условному 2007 году.

А еще, во всех книгах встречается лейтмотив «ищите мужчину». Теряются отцы, мальчики, мужья. Мужское испытывает небывалую инфляцию, и помочь может только правда. А ее говорить не хочется. Она спряталась за гиперреализмом.

Светлана Вронская и Слава Сотник (проект«Пересмешники»)

Кажется, что в этот раз поэты были сильней. Да и вообще, поэтам легче выстрелить, но трудней удержаться. Поэтому в этом году мы решили выбрать победителя из номинантов в разделе «Поэзия». Ну, а в нем нам больше всех понравилась Оля Скорлупкина.

В ее стихах мы увидели соединение сиюминутного и совсем вечного, потому что тоже хотим выйти за пределы возможного, когда в Питере 34, чувствуем запах старых книг и любим смех наших родителей. И все это есть в ее стихах. Хорошее и настоящее. И там и дух, и тело, и душа. В любом порядке.

Мадина Лангвилава (Madina_bookaholic)

Хочу выделить работу Екатерины Манойло «Отец смотрит на запад». Мне кажется, этот роман выделяется среди всех остальных. Очень интересны описания казахского быта, очень трогательная судьба главной героини. Читала на одном дыхании до самого финала, динамичный и увлекательный роман о человеческих судьбах.

Елена Гужева (Books Obzor)

В этом году я выделила двоих фаворитов, которым поставила одинаковую оценку. Это Марго Гритт «Вторжение» и Михаила Турбина «Выше ноги от земли».

У Марго Гритт сборник рассказов, которые объединяет «вторжение» чего-то иного в привычную жизнь: человека или какого-то события. Главный рассказ о молодой матери, которая пытается справиться с послеродовой депрессией, проводя время на анонимном форуме матерей, которые не любят своих детей. Весь рассказ пропитан болью неприятия ребенка, который не был желанным. О нарушениях личных границ и страшных мыслях матери, которая хочет закончить все это. Раздражение от плача дочери, отвращение от ее запаха и ненависть от того что она изуродовала ее тело.

История пропитана болью и безысходностью, ужасом мыслей и действий матери к ребенку. Читаешь и мурашки по коже. Такие темы нужно освещать, чтобы не пропустить послеродовую депрессию или психоз. Чтобы вовремя помочь и матери, и дитя, пока не произошел фатальный, трагический конец.

У Михаила Турбина не менее тяжелая история, достойная экранизации, например, самим Л. Фон Триером. Молодому врачу-реаниматологу детской больницы, который потерял жену и ребенка, в видениях появляется мертвая девочка. С самого начала автор погружает читателя в боль и переживания. Проникаешься, сочувствуешь и долго перевариваешь.

Конечно, хотелось бы более легких историй от претендентов на премию, и такие работы, конечно, есть, но их хочется сжечь после прочтения! Поэтому, надеюсь, победит один из моих «фаворитов» — они этого достойны!

Александра Хмарская (блог в Тик-Токе @a_trumpe)

Очень хочется выделить «Ирокез» Колесникова! 

Как только открыла сборник — отвалилась челюсть буквально. Я давно не читала такой тонкой, художественной прозы, когда каждое слово к месту, каждый образ вбивается в сознание. Предложение «В моей истории снег — титры» до мурашек пробило. Мне даже захотелось пообщаться с самим автором, узнать его как человека. 

Хочется отметить, как мастерски он выдерживает эмоциональное напряжение на протяжении сборника рассказов, который читается махом как цельный большой роман. Я то плакала, то цепенела от ужаса, то хохотала на всю квартиру. 

И мне безумно понравилось, как автор работает с прямой речью и погружением в персонажей. В каждого веришь, каждого узнаешь, с каждым проживаешь. И, конечно, на фоне текущих событий некоторые рассказы попали прямо в точку, в мое мироощущение.

Я искренне желаю Колесникову победы, потому что, на мой взгляд, в таких, как он, и есть ценность современной прозы. Безумно благодарна премии за возможность познакомиться с таким талантом!

Екатерина Тихонова («Литагенты существуют»)

Меня покорила книга Екатерины Манойло «Отец смотрит на Запад» своей пронзительностью, живым языком, кинематографичностью, из-за которой невозможно остановиться читать. Очень понравилось, как вплетен в историю магический реализм, как он помог раскрыть драматичный сюжет о семье, потерявшей ребенка. Мне понравились персонажи — противоречивые, неоднозначные и очень живые. Книга затрагивает важные вопросы о том, в каких семьях мы растем; о том, как любить своих детей. При всем драматизме истории, книга не погружает в хтонь, а дает надежду и даже внушает некоторый оптимизм.

Чулпан Галимова (Chulpan Library)

Я бы хотела выделить произведение Екатерины Манойло «Отец смотрит на Запад».

Люблю читать про культуру и традиции разных народов. В этой книге автор хорошо описывает жизнь казахского народа. И конечно же, участь женщины становится чуть ли не самой важной темой всего повествования. Несмотря на немного гнетущую атмосферу, книгой я сильно прониклась! Буду рада, если выиграет именно она!

Имя победителя в номинации «Выбор книжных блогеров» мы узнаем уже сегодня, 6 июня, на официальной церемонии на фестивале «Красная площадь».

С этим читают

Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, объявили имена лауреатов восьмого сезона литературной премии «Лицей». Церемония награждения прошла на Главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Лауреатами стали три молодых прозаика ... Читать далее

Победителей VIII сезона литературной премии «Лицей» объявят на главной сцене Красной площади уже завтра, 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Издательский сервис Rideró, партнер и учредитель специальной номинации ... Читать далее

Показать больше записей