«Калейдоскоп Майи»: история, сотканная из запахов и цветов

«Калейдоскоп Майи» — это история о девочке, лишившейся зрения, но научившейся видеть больше, чем видят здоровые люди. Книга Елены Фоминой понравилась литературным критикам и попала на полку «Списка литературы». Публикуем рецензию на нее, которую написал Антон Осанов.

У «Калейдоскопа Майи» тёплая красная обложка с трогательным советским шрифтом. Книги с таким оформлением мы читали в детстве, выуживая их из пыльных дачных стопок. И ведь не было времени лучше, не так ли? Так вот, Елена Фомина написала книгу, которая поможет вернуться в него.

Это трагичная, честная, не подложная история, чистотой своей напоминающая детскую прозу тихих советских десятилетий. Никакой пошлости, никакой вульгарщины — только немного грусти, растворённой в любви. Ослепшая девочка Майя заново учится взаимодействовать с миром, а читатель, следя за её попытками, сам вспоминает о мире что-то важное. И хотя двенадцатилетняя Майя видит лишь смутные тени, она открывает в себе истинное, волшебное зрение.

Здесь, кстати, с автором можно поспорить: точно ли зрение волшебное? Может быть, просто человеческое, присущее каждому, о котором мы просто забыли?

Из «Калейдоскопа Майи» можно узнать не только о вечном, но и о повседневном: например, как готовить замечательный лимонад с тархуном, или как попасть на приём к самому лучшему доктору. Все новые факты и имена снабжены подробными сносками.

Это важно, так как в тексте чувствуется вполне обоснованный скепсис к истинам взрослых и молодых — преходящим кумирам, вкусам, карьере. Всё это смоет, тогда как останется только любовь. Её-то и пытается пробудить текст. Хотя почему пытается? Он и пробуждает её.

Это текст-ностальгия от человека, который явно застал непростой перелом веков и вынес оттуда не отстранённость или нахмуренность, а силу улыбки и солнце. Отсюда набор классических эпиграфов в каждой главе — где, конечно, Ремарк и где, конечно, Экзюпери — а ещё упоминание роковых бардов, МММ и прочих признаков времени. Но при всём при этом в книге нет ощущения помещённости и увязанности. Действие её могло бы происходить на любом веку. Главное, чтобы были поблизости добрые, любящие бабушки и друзья. 

Язык книги лёгок, он звенит как фарфор: «Даже посуда в этом кафе делала свои дзинь-ля-ля очень деликатно». А как удался южный говор! О, здесь что-то поболе таланта. Знание, память предков. Но вот в некоторых других местах происходит спотык. Сцена с зацепленной растяжкой и миной простительна лишь потому, что смысл её отнюдь не в войне. Также несколько разочаровывает манипулятивная аннотация — такими в секты зазывают людей. Она совершенно не идёт книге, которая не хочет что-то продать или уж тем более просветить, а только поделиться, помочь. Трудно представить более не подходящий тексту анонс. Вот что стоило бы написать:

«Калейдоскоп Майи» — воздушная, почти прозрачная история, сотканная из запахов и цветов. Они зовут заглянуть вглубь собственного сердца. Но что делать, если твой внутренний взор затуманился? Что — если ты ослеп? Тогда доверься любви и имей перед глазами ясную цель».

Эту и другие книги можно найти на полке «Списка литературы», который составляют профессиональные литераторы.

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей