«Калейдоскоп Майи»: история, сотканная из запахов и цветов

«Калейдоскоп Майи» — это история о девочке, лишившейся зрения, но научившейся видеть больше, чем видят здоровые люди. Книга Елены Фоминой понравилась литературным критикам и попала на полку «Списка литературы». Публикуем рецензию на нее, которую написал Антон Осанов.

У «Калейдоскопа Майи» тёплая красная обложка с трогательным советским шрифтом. Книги с таким оформлением мы читали в детстве, выуживая их из пыльных дачных стопок. И ведь не было времени лучше, не так ли? Так вот, Елена Фомина написала книгу, которая поможет вернуться в него.

Это трагичная, честная, не подложная история, чистотой своей напоминающая детскую прозу тихих советских десятилетий. Никакой пошлости, никакой вульгарщины — только немного грусти, растворённой в любви. Ослепшая девочка Майя заново учится взаимодействовать с миром, а читатель, следя за её попытками, сам вспоминает о мире что-то важное. И хотя двенадцатилетняя Майя видит лишь смутные тени, она открывает в себе истинное, волшебное зрение.

Здесь, кстати, с автором можно поспорить: точно ли зрение волшебное? Может быть, просто человеческое, присущее каждому, о котором мы просто забыли?

Из «Калейдоскопа Майи» можно узнать не только о вечном, но и о повседневном: например, как готовить замечательный лимонад с тархуном, или как попасть на приём к самому лучшему доктору. Все новые факты и имена снабжены подробными сносками.

Это важно, так как в тексте чувствуется вполне обоснованный скепсис к истинам взрослых и молодых — преходящим кумирам, вкусам, карьере. Всё это смоет, тогда как останется только любовь. Её-то и пытается пробудить текст. Хотя почему пытается? Он и пробуждает её.

Это текст-ностальгия от человека, который явно застал непростой перелом веков и вынес оттуда не отстранённость или нахмуренность, а силу улыбки и солнце. Отсюда набор классических эпиграфов в каждой главе — где, конечно, Ремарк и где, конечно, Экзюпери — а ещё упоминание роковых бардов, МММ и прочих признаков времени. Но при всём при этом в книге нет ощущения помещённости и увязанности. Действие её могло бы происходить на любом веку. Главное, чтобы были поблизости добрые, любящие бабушки и друзья. 

Язык книги лёгок, он звенит как фарфор: «Даже посуда в этом кафе делала свои дзинь-ля-ля очень деликатно». А как удался южный говор! О, здесь что-то поболе таланта. Знание, память предков. Но вот в некоторых других местах происходит спотык. Сцена с зацепленной растяжкой и миной простительна лишь потому, что смысл её отнюдь не в войне. Также несколько разочаровывает манипулятивная аннотация — такими в секты зазывают людей. Она совершенно не идёт книге, которая не хочет что-то продать или уж тем более просветить, а только поделиться, помочь. Трудно представить более не подходящий тексту анонс. Вот что стоило бы написать:

«Калейдоскоп Майи» — воздушная, почти прозрачная история, сотканная из запахов и цветов. Они зовут заглянуть вглубь собственного сердца. Но что делать, если твой внутренний взор затуманился? Что — если ты ослеп? Тогда доверься любви и имей перед глазами ясную цель».

Эту и другие книги можно найти на полке «Списка литературы», который составляют профессиональные литераторы.

Share This:

С этим читают

Участница нашего экспертного совета Алена Яицкая – эксперт по детскому книжному рынку, бывший шеф-редактор МИФ.Детство – оценила книгу Наталии Белорыбкиной «Истории Старого ангела» «Истории Старого ангела» точно не оставляют равнодушным. ... Читать далее

Друзья, мы очень ценим и наших авторов, и наших читателей. Недавно подумали – как мы можем порадовать и тех, и других? И решили устроить конкурс рецензий! Главный приз – набор ... Читать далее

Об еще одной книге из «Списка литературы», который на сайте Ridero составляют профессиональные литераторы и книжные критики, рассказывает Мария Хмара – филолог, книжный гид, методист, автор статей о читательских практиках, ... Читать далее

В «Список литературы», который составляют литературные эксперты, попадают самые разные книги, опубликованные на Ridero. Сегодня в центре внимания книга Маши Пушкиной «Биполярники. Без масок». Рецензию на нее написала Анастасия Дьяченко ... Читать далее

Показать больше записей