«Это та редкая книга, которую нужно читать с конца, где не вывод всего помещён, а понятийный словарь. Без него в новом романе Виктора Попова не разобраться. И это не минус, как могло показаться, а жирный безоговорочный плюс». Так говорит о романе «Z», опубликованном на Ridero, литературный критик Антон Осанов. Публикуем его рецензию целиком.
Роман «Z» уже с эпиграфа из ЕГЭ и Псалтыри показывает, что будет непрост. И не обманывает двухстраничным предложением, чистым на удивление, на одном выдохе написанном, с точными запятыми и смертью. А потом снова вдох и несколько подробных страниц. И ворох слов вокруг, и, нежно падая, оседает текст. Странно, но эта фантасмагорическая пиньята чтению не мешает. Скорее, раззадоривает. Даже подначивает дочитать до конца и узнать, что за награда там ждёт.
Книга рассказывает историю «Z» — последнего, двадцать шестого правителя некоего абсурдистского государства. Можно не называть страну, но триединый лозунг её вполне отсылающий: «Да ну на х…, Денег нет, С нами Бог».
Это предельная сатира на вполне узнаваемое положение дел. Потребуется внимание, терпение и не малое знание, чтобы всё разгадать, но результат стоит того. Главное — быть осторожным, ибо сатира в «Z» столь едка, что прожигает страницы. Иногда она удачна, иногда чрезмерна. Если принцип «Кого попало», то есть «одна из систем назначения на государственные должности в стране Z», смотрится понятно и вечно, то подданный, что оскорблял жену/мать правителя случайным пуком, нарекается в «Z» Неизвестным Презренным Попёрдышем.
Смешно ли это? А может страшно? Пусть решает читатель.
Поддерживает абсурд происходящего череда жутковатых событий: порфироносный государь рождается в таких условиях, будто и не человек произвёл его на свет, а муравьиная матка; правитель Z посещает Дуру-парламент лишь для того, чтобы убедиться, что у избранников нет на лице «какой-нибудь мысли, на худой конец огонька в глазах»; а в ходе Великого изгнания котов от подданных затребовали уничтожать «родившихся в ходе депортации котят».
Читать «Z» сложно, если не невозможно — это кровоточащая сатира, не пасующий ни перед чем памфлет. Он не знает меры и может как оскорбить, так влюбить в себя. К этому роману как ни к чему другому применим принцип: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Так что принимать по несколько капель в день, либо выпить залпом.
Второй вариант предпочтительнее. Проглотить целиком роман помогает стиль: полноводный, не стеснённый точками, он вовремя ужимается в точный эпитет («скорый, крадущийся взгляд») или разрастается до важного подмечания: «что хотя бы здесь доподлинно ведаем, что, зачем и почему».
Это текст снежный ком, который наматывает на себя читателя.
Так что к «Z» хорошо бы приладить эпитет «слишком»: слишком остро, слишком актуально, слишком выпукло. И слишком гротескно. Концентрация абсурда настолько велика, что он кристаллизуется в нечто то ли до боли знакомое, то ли никогда не существовавшее, но, в любом случае, незабываемое.
Роман Виктора Попова «Z» попал на полку «Списка литературы», в который входят книги, одобренные литературными экспертами и критиками.
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее