Опыт автора: как самостоятельно издать книгу и сколько это стоит

Сергей Сулимов – генеральный директор компании EnglishPapa из Минска с помощью Ridero подготовил и издал книгу. По нашей просьбе он рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться и во сколько обошелся проект.

Я учился в США, Германии и Великобритании, основал образовательное агентство BookYourStudy ― и понял, что получить образование за границей не так сложно и страшно. Решил поделиться опытом и написать книгу. Расскажу, как я это делал и сколько потратил на этот проект.

Два года назад я начал снимать ролики про учебу за границей. Некоторые набирали миллионы просмотров. Пошел прилив подписчиков в другие соцсети. Мне стали писать люди и задавать уточняющие вопросы.

Я понял, что тема актуальна для многих. Пришла мысль ― почему бы не ответить на все вопросы на страницах книги? Это отличная миссия и мотивация. Книга поможет укрепить личный бренд, рассказать о некоторых услугах компании.

Я изучил вопрос и узнал, что в среднем издание книги с нуля будет стоить у издательств от $5 тыс. Если тема цепляет и эксперт известный, они активно берут ее в работу, и им ничего не нужно платить.

Но есть минусы в работе с издательством:

  1. Диктуют свои требования и лишают творческой свободы («Измените содержание», «Нам не интересна эта глава», «Эту аннотацию мы не можем назвать цепляющей).
  2. Пытаются вставить в вашу книгу массу своей рекламы и жестко ограничивают ваши рекламные посылы («Нельзя называть компанию, перечислять услуги», «Никаких цен и ссылок на сайт и соцсети»).
  3. Жестко редактируют рукопись, забирают все права на книгу и большую часть дохода. Автору в среднем платят около 5-15% от продаж, причем чаще всего от оптовых цен. Часто с одного экземпляра автор зарабатывает не больше $1.

Один большой плюс ― профессиональная помощь от издательства на всех этапах. Но я решил, что справлюсь со всем сам, это ведь не первый вызов для меня. И принялся за дело.

Как я готовил черновик

Первое, что я сделал ― подготовил примерное содержание. Потом обратился к проверенному копирайтеру или гострайтеру (от англ. ghost writer – прим. ред).

Мы стали встречаться регулярно. В течение часа-полутора я давал ей интервью. Предоставлял дополнительные материалы, статьи. Она их обрабатывала и переводила в текст. Главу нам удавалось написать примерно за месяц. 

Работа растянулась на 12 месяцев. Копирайтеру я заплатил около $2,5 тыс.

Параллельно я искал экспертов из разных стран, о которых шла речь в книге. Со многими я был знаком лично, так как ежегодно участвую в образовательных выставках. По странам, из которых не было знакомых представителей учебных заведений, искал через знакомых и на Facebook русскоговорящих преподавателей вузов и студентов, чтобы взгляды были разносторонними. Высылал им главы книги. Мне важен был фактчекинг и их мнение. Без проблем находил волонтеров, которые давали мне обратную связь и подкидывали идеи. 

Как мы «чистили» текст

Когда фактура будущей книги объемом в 450 тыс. знаков была у меня на руках, я нашел через группу в Facebook (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) стиль-редактора. Предложил трем подходящим кандидатам выполнить тестовое задание и исправить стилистические, грамматические, речевые ошибки в нескольких страницах.

Кто-то предлагал полностью переписать текст ― я сразу же отказывался. Продолжил работу с девушкой, которая за $115 исправила все ошибки и не старалась перекроить мой слог.

С рукописью я обратился в Ridero. Это издательство и электронная площадка, которая помогает авторам распространять книги в интернете. Мне предложили услуги профессионального корректора. Он почистил рукопись от всех огрехов.

Далее были следующие расходы:

  1. За финальную вычитку я заплатил 15 275 руб.
  2. Чтобы получить книгу в электронном варианте в распространенных форматах (pdf, fb2), я заказал услуги верстальщика в Ridero за 8240 руб.
  3. Чтобы сделать обложку, заказал фотосессию за $100.
  4. Дизайн обложки разработала фрилансер за 1600 руб.

Как мы начали распространять книгу

Электронную версию мы подготовили к распространению в мае этого года. На старте выставили достаточно высокую цену ― $19 за электронную версию и $39 за бумажную. При том что средняя цена за бумажную книгу сейчас на рынке около $10, за электронную ― еще ниже. Но мне не хотелось обесценивать свой труд, ведь вложений было немало. Хотелось поэкспериментировать, готов ли читатель к такой цене.

Чтобы понять, в каком направлении двигаться, я заказал консультацию книжного продюсера и заплатил около 10 тыс. руб. Она убедила, что я двигаюсь по верному пути и предложила свой план продвижения. За свои услуги она запрашивала около 200 тыс. руб. в месяц. Средний срок работы таких специалистов ― 12 месяцев и никаких гарантий по результатам. Благодаря продюсеру можно было бы участвовать в тематических мероприятиях, выставках. За участие в ТВ-шоу, например, отдельная плата: 100 тыс. руб. за 3 минуты. Но от сторонних услуг и продвижения я пока отказался.

Решили продвигаться через Riderо и площадки партнеров издательства. Благодаря этому моя книга появилась даже на Ozon и Aliexpress. 

Условия нашего сотрудничества таковы: Ridero берет 50% от продаж электронной версии книги на своей площадке, через сайты партнеров еще % в зависимости от партнера.

Еще задолго до мая я активно рассказывал в своих соцсетях, что пишу книгу, брал предзаказы. Запускали с маркетологами нашей компании рекламу: таргет, контекст, ролик в TikTok. Потратили около $1 тыс., но креативы, видимо, не сработали. Или же подвела высокая цена. 

На старте рассчитывал, что прибыль от продаж будет покрывать расходы на рекламу. Будем искать оптимальную модель продвижения и продаж. Пока книгу в основном приобрели мои подписчики и клиенты моего образовательного агентства.

Какие планы

Сейчас я занимаюсь вопросом печати бумажного тиража. Мне очень важен твердый переплет и цветная печать. 

Одна из российских типографий предложила напечатать тираж в 1 тыс. экземпляров за 424 500 руб. Это средняя цена по рынку. Пока планируем напечатать около 500 бумажных экземпляров и распространять по своим каналам. Через соцсети, рекламу, знакомых, клиентов нашей рекламы. Да и просто собственная бумажная книга – отличный подарок.

Планируем снизить цены на электронные и бумажные версии до среднерыночных, поэкспериментировать и выбрать оптимальную стоимость. 

В будущем хотелось бы попасть на площадку еще одного крупного электронного издательства и на полки магазинов через издательства. Правда, многие из них требуют передать лицензию и права. Я начал переговоры с одним из них.

Услуги по дистрибуции стоят около 45 тыс. руб. на полгода. За эти деньги издательство готово предложить книгу магазинам, но не факт, что они согласятся на продажу. В случае удачного исхода, автор получает 30% от стоимости на полке. У некоторых издательств эта цифра уменьшается до 10%.

Итоговая примерная смета затрат на создание электронной версии книги:

Копирайтер – $2500
Стиль-редактор – $115
Корректор от издательства – $205
Фотосессия для обложки – $100
Дизайн обложки – $20
Консультация книжного продюсера – $130
Итого: $3070

Понятно, что в скором времени эта сумма значительно увеличится. Стоило ли это того – время покажет.

К каким выводам я пришел

  1. Написание книг для непрофессионала, как мне кажется – это не бизнес. Это история про имидж, личный бренд и желание поделиться опытом. Это долго, непросто и дорого. При успешной продаже в лучшем случае могут окупиться вложения в написание и оформление, рекламу.
  2. Книги можно писать через издательства или самостоятельно. Порой второй вариант, который я выбрал, дешевле, но отнимает много времени. Приходится искать подрядчиков, контролировать качество каждого этапа и брать ответственность за себя. Зато права на книгу остаются у автора: никто не заставит писать под чужие требования.
  3. Продюсирование книг – это тоже чей-то бизнес. Прайсы сильно разнятся, вам будут предлагать бесконечное количество дорогих допуслуг. Прежде чем выбирать подрядчика, лучше получить максимальное число предложений и сравнить их. В переговорах стремитесь отстаивать свои права и не идите на поводу у первого попавшегося издательства.

Процесс работы над книгой мне понравился. Задумываюсь о том, чтобы начать новую. Хочу рассказать о том, как начать бизнес, развивать его системно, выбрать свою нишу или уйти во фриланс. Уже набросал примерный план, собираю материалы. Думаю, во второй раз этот путь будет проще, но не менее интересным.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей