Ислам Ханипаев: я десятки раз отправлял рукописи в издательства и тишина

Ислам Ханипаев, режиссер и сценарист из Дагестана, стал лауреатом литературной премии для молодых прозаиков и поэтов «Лицей». Он занял второе место в номинации «Проза» и победил в специальной номинации Rideró «Выбор книжных блогеров». Сразу несколько членов жюри дали повести «Типа я» максимальную оценку – 10 баллов.  

Интригующий сюжет, интересная подача истории восьмилетнего дагестанского мальчика через диалоги с воображаемым другом Крутым Али, актуальность темы школьного буллинга и противостояния ребенка агрессии окружающего мира, поиска себя, одиночества и преодоления страхов. Эту книгу можно рекомендовать всем от 12 лет и старше.

Мы попросили Ислама Ханипаева рассказать подробнее о работе над повестью и о том, как начался его литературный путь.

Победа на премии «Лицей» – первый опыт признания вашего литературного таланта. Что это значит для вас?

– В прямом смысле слова «литературным талантом» я, скорее всего, не обладаю, но верю, что могу увлечь читателя историей. «Типа я» – классная история, хотя у меня были сомнения в том, что она будет принята. На внимание российского читателя и тем более на премии я даже не рассчитывал. Да я даже забыл, что отправил повесть на «Лицей»! Мне пришлось гуглить, что это за конкурс, когда меня кто-то поздравил с победой. Этот успех придал мне уверенности, что я смогу из кино уйти в литературу, прыгнуть из одного творческого поезда в другой. И желательно выжить. Спасибо всем читателям, организаторам премии и, конечно же, Rideró!

– Почему вы сомневались в том, что повесть будет принята читателями и экспертами? 

– Ну, дело не только в литературных критериях, но и в национальных моментах. Все-таки «Типа я» – это история взросления в дагестанских реалиях, и я опасался некоторого национализма. Благо, я уже прошел огонь, воду и медные трубы, таким меня не взять. Забавно, но именно дагестанские высокие читательские умы (три из трех) не оценили текст, назвав его посредственным. 

– А кто вас поддерживал? 

Жена была моим первым читателем и после первых страниц довольно уверенно сказала: «Книга добьется успеха». Правило писателя №1: слушай жену! Думаю, секрет в том, что к «Типа я» надо подходить без литературных ожиданий, без своего читательского или писательского эго, снобизма. Не как критик, а открыто и легко, как будто вечером садитесь смотреть сериал. Тогда ваше погружение в мир восьмилетнего школьника из Махачкалы произойдет мгновенно, с первой страницы. Помните: вы в голове восьмилетнего мальчика, и каждое слово, стиль текста – это его мыслительный процесс. История всегда выше любых выдуманных литературных критериев. Либо интересно, либо нет – и точка.

Ваша повесть тронула сердца нашего блогерского жюри, многие отметили важность этой истории, интересный, хотя и не новый, ход с вымышленным другом, цепляющий сюжет. Как возникла эта книга?

Книга возникла практически из воздуха. Дети как главные персонажи мною никогда не рассматривались, но затем случилась «корона», все ушли на удаленку, и я подумал: «Айда писать что-нибудь быстрое и легкое!» И все завертелось. Пара часов на планирование общего сюжета – и погнали! Писал практически без подготовки. Не помню, ощущал ли какое-то особое вдохновение. К работе над книгой относился максимально халатно. То есть просто веселился, наслаждался процессом, будто писал для прикола. 

– В послесловии вы честно признаетесь, что вас отчасти вдохновил фильм «Кролик Джоджо».

– Да, посмотрев его, я подумал: «А что, если и у моего героя будет выдуманный друг? Кто им будет? Кто эталон для молодежи? Хабиб Нурмагомедов!». Затем от него как от прототипа я отказался, но понял, что выдуманный персонаж – это последний кусочек пазла, который помог в голове окончательно сформировать всю картину мира. Картина мира в книге — это картина мира ребенка, чьими глазами мы изучаем реальный мир. Такой вот круговорот. 

– Проблема буллинга сейчас активно обсуждается на родительских сайтах и в сообществах. Это как-то повлияло на ваше решение поднять эту тему в книге? 

– Как правило, я не планирую поднимать какую-то тему.  Это происходит естественно. О читателях и актуальности темы я думаю уже впоследствии. В общем, описывая мир школьника, я как автор понимал, что иду в путешествие по быту Махачкалы. Я знал, что столкнусь с агрессивным миром, с буллингом, который имеется в каждой точке мира. Дагестан тут не имеет значения, но дагестанский ракурс, привкус, наверное, делает эту историю необычной. Я показал кое-что из нашей культуры, из культа силы, присутствующего в нашей жизни, но в целом эта история скорее открывает глаза российскому читателю: наши дети – те же самые дети, с теми же проблемами. И взрослые те же самые. 

– В вашей истории есть что-то о вашем детстве?

История не автобиографическая, хотя, конечно, любая история – это часть тебя. Каждый персонаж, и, естественно, какие-то случаи из моей жизни в книге присутствуют. Но надо понимать, что мне было 8 лет 22 года назад, поэтому я просто использую свою сильную (хочется верить) режиссерско-актерскую сторону – умение проживать жизнь всех персонажей на бумаге или на съемочной площадке. Поэтому создание образа мальчишки, его характера, произошло мгновенно. Чистая импровизация и вера в свои способности.

– Вы всегда так легко пишете?

–  Я просто много пишу, это шестая моя рукопись романа за последние годы. Создание произведения уже происходит инстинктивно, это мой писательский опыт. Наверное, было бы неплохо иногда и книги читать, но это не совсем про меня. Я хочу, чтобы те, кто прочитает это интервью, понимали: даже если успех моей рукописи случаен (хотя как мусульманин я верю, что все по воле Бога), но сам факт того, что у меня получилось написать такую историю — не случайность. 

– Какие писательские правила вы стараетесь соблюдать? Есть ли у вас технология работы над текстом?

– Я думаю в первую очередь об истории, о том, что хотел бы прочитать сам. У меня выработались некоторые правила, которые крепко засели в голове, и одно из них очень киношное: показывай, а не рассказывай. Вот я и показываю. Создаю на ноуте word-файл, прошу поддержки Бога в новом начинании и сходу пишу. Остальная технология отработана мною до такого уровня, что я могу читать лекции в университете, отталкиваясь от моей системы написания романов и сценариев. Но это не холодный расчет и какие-то сюжетные формулы. Просто система настройки себя на полное погружение в творческий мир, и через две недели я возвращаюсь из своего путешествия с сырым, но читабельным текстом. Если сам процесс не завлекает писателя, то творчество ничего не стоит, превращается в работу, а рассказывать истории — это точно не работа. Ну, или лучшая в мире работа. 

– У вас есть опыт взаимодействия с издательствами?

Я десятки раз отправлял рукописи в издательства и тишина. Возможно, им просто плевать на тексты какого-то начинающего дагестанского писателя. Без знакомств, без побед на литературных конкурсах, шанс попасть на глаза редактора по обычным каналам ниже 1%. Такова жестокая правда.

Расскажите подробнее, пожалуйста, про ваш киноопыт. 

Я довольно быстро понял, что форма не так важна, как сама история. Именно поэтому я в первую очередь сценарист, а затем режиссер. С первого своего короткометражного фильма в 2010 году я решил, что снимаю только по своим сценариям. И с того же года я занимаюсь развитием регионального кинематографа в Республике Дагестан. Открыл небольшую студию, снимал короткие метры, выиграл во многих любительских фестивалях в России, но войну против руководства республики, отчаянно продолжающего игнорировать актуальность кино, я проиграл. Такое безразличие к творческой молодежи вы мало где увидите. 

Своим относительно серьезным успехом я считаю художественный фильм «Система 05». Надеюсь до конца лета закончить второй и, возможно, уйду из кино в литературу. Как я уже сказал, кино, книга, музыка — это просто инструменты, чтобы рассказать историю. И только история по-настоящему ценна. 

Вы думаете экранизировать «Типа я»?

— Экранизировать сам не планирую (хотя, казалось бы…). Надеюсь на призрачную вероятность продать права, так как присущий мне кинематографический дух однозначно рукописи передался.

– А что скажете о литературных планах?

Естественно, я пишу, и писал бы вне зависимости от результатов премии. Если будет воля Бога, представлю в следующем году на «Лицее» еще более странную историю. Вспоминая о ней, уже смеюсь. Она очень дагестанская и очень российская.

Что касается «Типа я», думаю, в кино и в издательском бизнесе правила одни. Куй железо, пока горячо. Что может быть горячее лауреата крупной литературной премии? Покуда очереди под окном от издателей не наблюдается и телефон не разрывается от звонков, вероятно издам «Типа я» сам, в Дагестане. Ну и, надеюсь, повесть продолжит свое победоносное шествие по литературным премиям. 

Каждому новому читателю я предлагаю прочитать мою книжку. Если вы откроете ей свое сердце, обещаю, она вас увлечет и изменит в лучшую сторону. А зачем еще нужна хорошая история?

Примечание Rideró: надеемся, что сертификат победителя от нашего издательского сервиса на индивидуальную программу продвижения книги Ислама Ханипаева с участием в выставках и рекламной кампанией поможет ей найти своих читателей. 

Рецензии книжных блогеров

Юлия Волкодав (Youtube-канал «Читайте хорошие книги»):

Книга «Типа я» Ислама Ханипаева внезапно напомнила детскую прозу Виктора Голявкина. Хотя это, безусловно, очень современная версия. История взросления и самоопределения в декорациях Дагестана — это что-то новое и свежее для отечественной прозы сегодня. Опять же, у автора есть история, есть сюжет и при этом есть владение формой. Отлично показывает атмосферу Дагестана, приметы детства. Автору удается передать язык и образ мыслей ребенка, что довольно сложно сделать.

Евгения Лисицына (Telegram-канал Greenlampbooks):

По итогу больше всех баллов я поставила книге, которая по форме и стилю весьма несовершенна, но оторваться от ее чтения невозможно. Это повесть «Типа я» Ислама Ханипаева. Он демонстрирует, что талант рассказчика во многих случаях может победить мастерство, хорошо поставленную руку и суперсложные формы, наработанные опытом. Прекрасный текст для любого возраста и уровня читателя.

Федор Венцкевич (Telegram-канал 1 Rideró Day):

У Ислама Ханипаева есть талант, и у него получилось самое яркое, самое эмоциональное и самое сильное произведение. Ему и ушли 10 баллов.

Русина Шихатова (подкаст «Писательский кофе»):

Хочется отметить «Типа я» Ислама Ханипаева – за яркость языка и живые диалоги.

Об авторе

Ислам Ханипаев, 30 лет (Махачкала)

Окончил ДГТУ по специальности «нефтегазовое дело». До 19 лет не проявлял интереса к творчеству, но буквально в течение нескольких дней все изменилось, вдруг захотелось снимать кино. Следующие десять лет писал сценарии художественных фильмов, снимал короткометражки, побеждал в любительских кинофестивалях, в 2017 году снял полнометражный фильм. С 2014 года начал писать крупную прозу. Написал шесть рукописей романов, никогда нигде не издавался и в конкурсах не участвовал. Отправлял работы в крупные издательства более двадцати раз, никогда не получал ответов, за исключением одного короткого отказа – «не интересует». Разочарованный в издательствах, решил попробовать свои силы в «Лицее». Руководит небольшой видеостудией в Махачкале.

Сюжет книги

Артур – второклассник из Махачкалы, у которого есть воображаемый друг Крутой Али. Артур живет в приемной семье, сталкивается с травлей одноклассников и однажды решает найти настоящего отца. Он формирует «Суперкрутую команду» и начинает поиски, которые оборачиваются опасным приключением. Тайна исчезновения отца скрыта в событии, запрятанном глубоко в сознании Артура. Кроме того, в школе завелся монстр, справиться с которым может только избранный герой.

С этим читают

В длинный список литературной премии «Лицей» вошли 111 произведений (50 – в номинации «Поэзия» и 61 – в номинации «Проза») авторов из 54 городов России и 5 стран мира: Белоруссии, ... Читать далее

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация издательского сервиса Rideró — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов. Блогерское жюри выделяет своих ... Читать далее

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

Показать больше записей