Ислам Ханипаев: я десятки раз отправлял рукописи в издательства и тишина

Ислам Ханипаев, режиссер и сценарист из Дагестана, стал лауреатом литературной премии для молодых прозаиков и поэтов «Лицей». Он занял второе место в номинации «Проза» и победил в специальной номинации Rideró «Выбор книжных блогеров». Сразу несколько членов жюри дали повести «Типа я» максимальную оценку – 10 баллов.  

Интригующий сюжет, интересная подача истории восьмилетнего дагестанского мальчика через диалоги с воображаемым другом Крутым Али, актуальность темы школьного буллинга и противостояния ребенка агрессии окружающего мира, поиска себя, одиночества и преодоления страхов. Эту книгу можно рекомендовать всем от 12 лет и старше.

Мы попросили Ислама Ханипаева рассказать подробнее о работе над повестью и о том, как начался его литературный путь.

Победа на премии «Лицей» – первый опыт признания вашего литературного таланта. Что это значит для вас?

– В прямом смысле слова «литературным талантом» я, скорее всего, не обладаю, но верю, что могу увлечь читателя историей. «Типа я» – классная история, хотя у меня были сомнения в том, что она будет принята. На внимание российского читателя и тем более на премии я даже не рассчитывал. Да я даже забыл, что отправил повесть на «Лицей»! Мне пришлось гуглить, что это за конкурс, когда меня кто-то поздравил с победой. Этот успех придал мне уверенности, что я смогу из кино уйти в литературу, прыгнуть из одного творческого поезда в другой. И желательно выжить. Спасибо всем читателям, организаторам премии и, конечно же, Rideró!

– Почему вы сомневались в том, что повесть будет принята читателями и экспертами? 

– Ну, дело не только в литературных критериях, но и в национальных моментах. Все-таки «Типа я» – это история взросления в дагестанских реалиях, и я опасался некоторого национализма. Благо, я уже прошел огонь, воду и медные трубы, таким меня не взять. Забавно, но именно дагестанские высокие читательские умы (три из трех) не оценили текст, назвав его посредственным. 

– А кто вас поддерживал? 

Жена была моим первым читателем и после первых страниц довольно уверенно сказала: «Книга добьется успеха». Правило писателя №1: слушай жену! Думаю, секрет в том, что к «Типа я» надо подходить без литературных ожиданий, без своего читательского или писательского эго, снобизма. Не как критик, а открыто и легко, как будто вечером садитесь смотреть сериал. Тогда ваше погружение в мир восьмилетнего школьника из Махачкалы произойдет мгновенно, с первой страницы. Помните: вы в голове восьмилетнего мальчика, и каждое слово, стиль текста – это его мыслительный процесс. История всегда выше любых выдуманных литературных критериев. Либо интересно, либо нет – и точка.

Ваша повесть тронула сердца нашего блогерского жюри, многие отметили важность этой истории, интересный, хотя и не новый, ход с вымышленным другом, цепляющий сюжет. Как возникла эта книга?

Книга возникла практически из воздуха. Дети как главные персонажи мною никогда не рассматривались, но затем случилась «корона», все ушли на удаленку, и я подумал: «Айда писать что-нибудь быстрое и легкое!» И все завертелось. Пара часов на планирование общего сюжета – и погнали! Писал практически без подготовки. Не помню, ощущал ли какое-то особое вдохновение. К работе над книгой относился максимально халатно. То есть просто веселился, наслаждался процессом, будто писал для прикола. 

– В послесловии вы честно признаетесь, что вас отчасти вдохновил фильм «Кролик Джоджо».

– Да, посмотрев его, я подумал: «А что, если и у моего героя будет выдуманный друг? Кто им будет? Кто эталон для молодежи? Хабиб Нурмагомедов!». Затем от него как от прототипа я отказался, но понял, что выдуманный персонаж – это последний кусочек пазла, который помог в голове окончательно сформировать всю картину мира. Картина мира в книге — это картина мира ребенка, чьими глазами мы изучаем реальный мир. Такой вот круговорот. 

– Проблема буллинга сейчас активно обсуждается на родительских сайтах и в сообществах. Это как-то повлияло на ваше решение поднять эту тему в книге? 

– Как правило, я не планирую поднимать какую-то тему.  Это происходит естественно. О читателях и актуальности темы я думаю уже впоследствии. В общем, описывая мир школьника, я как автор понимал, что иду в путешествие по быту Махачкалы. Я знал, что столкнусь с агрессивным миром, с буллингом, который имеется в каждой точке мира. Дагестан тут не имеет значения, но дагестанский ракурс, привкус, наверное, делает эту историю необычной. Я показал кое-что из нашей культуры, из культа силы, присутствующего в нашей жизни, но в целом эта история скорее открывает глаза российскому читателю: наши дети – те же самые дети, с теми же проблемами. И взрослые те же самые. 

– В вашей истории есть что-то о вашем детстве?

История не автобиографическая, хотя, конечно, любая история – это часть тебя. Каждый персонаж, и, естественно, какие-то случаи из моей жизни в книге присутствуют. Но надо понимать, что мне было 8 лет 22 года назад, поэтому я просто использую свою сильную (хочется верить) режиссерско-актерскую сторону – умение проживать жизнь всех персонажей на бумаге или на съемочной площадке. Поэтому создание образа мальчишки, его характера, произошло мгновенно. Чистая импровизация и вера в свои способности.

– Вы всегда так легко пишете?

–  Я просто много пишу, это шестая моя рукопись романа за последние годы. Создание произведения уже происходит инстинктивно, это мой писательский опыт. Наверное, было бы неплохо иногда и книги читать, но это не совсем про меня. Я хочу, чтобы те, кто прочитает это интервью, понимали: даже если успех моей рукописи случаен (хотя как мусульманин я верю, что все по воле Бога), но сам факт того, что у меня получилось написать такую историю — не случайность. 

– Какие писательские правила вы стараетесь соблюдать? Есть ли у вас технология работы над текстом?

– Я думаю в первую очередь об истории, о том, что хотел бы прочитать сам. У меня выработались некоторые правила, которые крепко засели в голове, и одно из них очень киношное: показывай, а не рассказывай. Вот я и показываю. Создаю на ноуте word-файл, прошу поддержки Бога в новом начинании и сходу пишу. Остальная технология отработана мною до такого уровня, что я могу читать лекции в университете, отталкиваясь от моей системы написания романов и сценариев. Но это не холодный расчет и какие-то сюжетные формулы. Просто система настройки себя на полное погружение в творческий мир, и через две недели я возвращаюсь из своего путешествия с сырым, но читабельным текстом. Если сам процесс не завлекает писателя, то творчество ничего не стоит, превращается в работу, а рассказывать истории — это точно не работа. Ну, или лучшая в мире работа. 

– У вас есть опыт взаимодействия с издательствами?

Я десятки раз отправлял рукописи в издательства и тишина. Возможно, им просто плевать на тексты какого-то начинающего дагестанского писателя. Без знакомств, без побед на литературных конкурсах, шанс попасть на глаза редактора по обычным каналам ниже 1%. Такова жестокая правда.

Расскажите подробнее, пожалуйста, про ваш киноопыт. 

Я довольно быстро понял, что форма не так важна, как сама история. Именно поэтому я в первую очередь сценарист, а затем режиссер. С первого своего короткометражного фильма в 2010 году я решил, что снимаю только по своим сценариям. И с того же года я занимаюсь развитием регионального кинематографа в Республике Дагестан. Открыл небольшую студию, снимал короткие метры, выиграл во многих любительских фестивалях в России, но войну против руководства республики, отчаянно продолжающего игнорировать актуальность кино, я проиграл. Такое безразличие к творческой молодежи вы мало где увидите. 

Своим относительно серьезным успехом я считаю художественный фильм «Система 05». Надеюсь до конца лета закончить второй и, возможно, уйду из кино в литературу. Как я уже сказал, кино, книга, музыка — это просто инструменты, чтобы рассказать историю. И только история по-настоящему ценна. 

Вы думаете экранизировать «Типа я»?

— Экранизировать сам не планирую (хотя, казалось бы…). Надеюсь на призрачную вероятность продать права, так как присущий мне кинематографический дух однозначно рукописи передался.

– А что скажете о литературных планах?

Естественно, я пишу, и писал бы вне зависимости от результатов премии. Если будет воля Бога, представлю в следующем году на «Лицее» еще более странную историю. Вспоминая о ней, уже смеюсь. Она очень дагестанская и очень российская.

Что касается «Типа я», думаю, в кино и в издательском бизнесе правила одни. Куй железо, пока горячо. Что может быть горячее лауреата крупной литературной премии? Покуда очереди под окном от издателей не наблюдается и телефон не разрывается от звонков, вероятно издам «Типа я» сам, в Дагестане. Ну и, надеюсь, повесть продолжит свое победоносное шествие по литературным премиям. 

Каждому новому читателю я предлагаю прочитать мою книжку. Если вы откроете ей свое сердце, обещаю, она вас увлечет и изменит в лучшую сторону. А зачем еще нужна хорошая история?

Примечание Rideró: надеемся, что сертификат победителя от нашего издательского сервиса на индивидуальную программу продвижения книги Ислама Ханипаева с участием в выставках и рекламной кампанией поможет ей найти своих читателей. 

Рецензии книжных блогеров

Юлия Волкодав (Youtube-канал «Читайте хорошие книги»):

Книга «Типа я» Ислама Ханипаева внезапно напомнила детскую прозу Виктора Голявкина. Хотя это, безусловно, очень современная версия. История взросления и самоопределения в декорациях Дагестана — это что-то новое и свежее для отечественной прозы сегодня. Опять же, у автора есть история, есть сюжет и при этом есть владение формой. Отлично показывает атмосферу Дагестана, приметы детства. Автору удается передать язык и образ мыслей ребенка, что довольно сложно сделать.

Евгения Лисицына (Telegram-канал Greenlampbooks):

По итогу больше всех баллов я поставила книге, которая по форме и стилю весьма несовершенна, но оторваться от ее чтения невозможно. Это повесть «Типа я» Ислама Ханипаева. Он демонстрирует, что талант рассказчика во многих случаях может победить мастерство, хорошо поставленную руку и суперсложные формы, наработанные опытом. Прекрасный текст для любого возраста и уровня читателя.

Федор Венцкевич (Telegram-канал 1 Rideró Day):

У Ислама Ханипаева есть талант, и у него получилось самое яркое, самое эмоциональное и самое сильное произведение. Ему и ушли 10 баллов.

Русина Шихатова (подкаст «Писательский кофе»):

Хочется отметить «Типа я» Ислама Ханипаева – за яркость языка и живые диалоги.

Об авторе

Ислам Ханипаев, 30 лет (Махачкала)

Окончил ДГТУ по специальности «нефтегазовое дело». До 19 лет не проявлял интереса к творчеству, но буквально в течение нескольких дней все изменилось, вдруг захотелось снимать кино. Следующие десять лет писал сценарии художественных фильмов, снимал короткометражки, побеждал в любительских кинофестивалях, в 2017 году снял полнометражный фильм. С 2014 года начал писать крупную прозу. Написал шесть рукописей романов, никогда нигде не издавался и в конкурсах не участвовал. Отправлял работы в крупные издательства более двадцати раз, никогда не получал ответов, за исключением одного короткого отказа – «не интересует». Разочарованный в издательствах, решил попробовать свои силы в «Лицее». Руководит небольшой видеостудией в Махачкале.

Сюжет книги

Артур – второклассник из Махачкалы, у которого есть воображаемый друг Крутой Али. Артур живет в приемной семье, сталкивается с травлей одноклассников и однажды решает найти настоящего отца. Он формирует «Суперкрутую команду» и начинает поиски, которые оборачиваются опасным приключением. Тайна исчезновения отца скрыта в событии, запрятанном глубоко в сознании Артура. Кроме того, в школе завелся монстр, справиться с которым может только избранный герой.

Share This:

С этим читают

Когда человек с большим опытом сценариста начинает писать роман, он использует наработанные техники, и сюжет его книги оживает на глазах. Кто как не киношники знают, как захватить читателя лихими поворотами ... Читать далее

Марго Гритт заняла второе место в специальной номинации Rideró «Выбор книжных блогеров» шестого сезона премии «Лицей». Ее сборник «Вторжение» состоит из рассказов, на первый взгляд не объединенных сквозной темой, но ... Читать далее

Екатерина Манойло стала абсолютной победительницей шестого сезона премии «Лицей», заняв с романом «Отец смотрит на Запад» первое место в номинации «Проза» и получив специальную номинацию Rideró «Выбор книжных блогеров». Книжная ... Читать далее

Алексей А. Шепелёв — автор Ridero

С нашим сервисом дружат известные писатели, имена которых уже вписаны в историю современной литературы. Сегодня мы хотим поговорить с Алексеем А. Шепелёвым, разместившим на нашей платформе сразу несколько своих книг, ... Читать далее

Показать больше записей