Итоги премии «Лицей»: рекомендации жюри книжных блогеров

Подводим итоги работы блогерского жюри в специальной номинации литературной премии «Лицей» и публикуем отзывы участников, которые по нашей просьбе поделились впечатлениями о прочитанных произведениях Короткого списка и выделили каждый своих фаворитов. Мы проводили опрос еще до объявления имени победителя в закрытом голосовании (прим. им стал Ислам Ханипаев). Тем интереснее узнать, кого еще выделили члены жюри и какие произведения, выдвинутые на премию, они рекомендуют прочитать.

Юлия Волкодав (Youtube-канал «Читайте хорошие книги»):

Мои однозначные фавориты — Екатерина Макарова с её «Цветущим кориандром» и Ислам Ханипаев с книгой «Типа я. Оригинал лариба».

 «Цветущий кориандр» — это яркие, запоминающиеся, хорошо прописанные герои. С первых страниц понимаешь, что у автора есть история, и он может её рассказать. Светлая, пронзительная и какая-то очень правильная, интересная форма повествования, перемешанная с письмами, очень образная проза и богатый язык. Эта книга мой фаворит ещё и за выбранную тему — музыки.

Книга «Типа я» Ислама Ханипаева внезапно напомнила детскую прозу Виктора Голявкина. Хотя это, безусловно, очень современная версия. История взросления и самоопределения в декорациях Дагестана — это что-то новое и свежее для отечественной прозы сегодня. Опять же, у автора есть история, есть сюжет, и при этом есть владение формой. Отлично показывает атмосферу Дагестана, приметы детства. Автору удаётся передать язык и образ мыслей ребёнка, что довольно сложно сделать.

Евгения Лисицына (Telegram-канал Greenlampbooks):

Я очень рада, что нам не нужно было выбирать одного-единственного распрекрасного победителя, потому что меня бы тогда натуральным образом разорвало. Мне очень понравились сразу несколько участников, но симпатичны они были совершенно по-разному. По итогу больше всех баллов я поставила книге, которая по форме и стилю весьма несовершенна, но оторваться от ее чтения невозможно. Это повесть «Типа я» Ислама Ханипаева. Он демонстрирует, что талант рассказчика во многих случаях может победить мастерство, хорошо поставленную руку и суперсложные формы, наработанные опытом. Пожалуйста, вычитайте его кто-нибудь от души и издайте. Прекрасный текст для любого возраста и уровня читателя.

Отличные романы, где видно, что авторам есть, что сказать, и они умеют писать профессионально — «Ложесна» Марины Буткевич и «Самсон заходит в парикмахерскую» Ивана Стрелкина. Мне кажется, что это уже, по сути, писатели-специалисты, если можно так выразиться. Оба автора пишут именно в такой степени хорошо, что ты успеваешь это отметить, а потом напрочь забываешь про необходимость что-то анализировать и оценивать — просто с удовольствием читаешь дальше.

Отдельно хочу отметить «21 историю о том, что умерли не все» Анны Чухлебовой. Если кто-то хочет научиться, как интересно можно строить цельные сборники рассказов (а это отдельный талант и умение), то почитайте этот сборник. Перед нами не просто тексты, набросанную в кучу и связанные условно общей тематикой, как иногда происходит со сборниками. У книги есть общий стержень идеи, на которую нанизаны все до одного рассказы, и каждый из них чуть отходит в сторону и объединяется с парочкой других рассказов в отдельную подтему. Блестящий подход и исполнение, но целиком сборник читать трудновато, особенно подряд. Некоторые тексты чересчур заряжены эмоционально, уже практически поэзия. А некоторые повторяют друг друга с разным содержанием, но похожим посылом. Так что как сборник — великолепно, большая часть рассказов — отличные, но отдельные тексты слабее прочих, выглядя при этом не фоном, а избыточным элементом.

Остальные номинанты в большинстве своём умеют хорошо писать, а кто-то даже очень мастеровит, но тщательно выписанные тексты при этом частенько теряют в увлекательности. И под «увлекательностью» я имею в виду не только сюжет или проработку героев, но и в целом любой эмоциональный, энергетический или смысловой посыл, ради которого разные читатели обращаются к книжкам.

Иными словами, написано хорошо, но лично мне, как конкретному и индивидуальному читателю, либо слишком быстро становилось субъективно понятно, что хочет донести автор, и дальше этот посыл уже не развивался и не обогащался, либо просто читать было скучно, хоть и написано ровно и по всем канонам школ литературного мастерства. Это не значит, что все шестеро авторов, неупомянутые по отдельности, мне не понравились. Скорее, конкуренты просто смогли более определенно найти «собственную фишку», которая меня зацепила. Впрочем, откровенно скучные тексты в номинации тоже есть, но я не скажу, кто именно, потому что самим надо читать книжки, а не надеяться, что кто-то за вас решит, кто хорош, а кто — нет.

Татьяна Кадулина (Instagram-блог Grafomam):

Выделила тройку: «Цветущий кориандр» Екатерины Макаровой, «Типа я» Ислама Ханипаева и поэтический сборник Константина Комарова.

Первой книге я отдала бы первенство — это очень певучая, стройная, красивая проза, написанная как будто не в 21 веке. Она здорово соткана — будто отрепетированное разноголосье. В ней есть очень красивые находки изобразительных средств. Немного искусственная вышла мадам Эдер, но это почти перестаёт смущать к середине повествования. Книгу не стыдно оставить потомкам. И главное ты ясно понимаешь — зачем.

«Типа я» проиграл в изобразительности и писательском опыте, как мне видится, да и опечатки, и наивность некоторая присутствует, но оторваться от чтения решительно было невозможно. Выделяю, ставлю 9 баллов. Понравилось, как здорово оформлено содержание, этот ход задал особое настроение с самого начала. Героя чувствуешь, им живешь и это даже не сочувствие читательское, а магия, так должно быть в хорошей книге. Отдельное спасибо автору за культуру: без пошлости, надрыва и паразитировании на эмоциях читателя, выписаны очень трагичные и тяжёлые вещи. Скомканный конец, который в жизни никогда бы не случился, и который вносит диссонанс, отдалил для меня книгу от номинации.

Поэтический сборник Константина Комарова я читала мужу вслух, причмокивая после каждого четверостишия: «Здорово правда?». 10 баллов, в надежде, что автора заметят и оценят по достоинству за все его:

«Я никогда к тебе не прикоснусь, 
Как слово прикасается к бумаге»
и
«Тяжело выдыхает земля,
Зимний голос её нездоров».

Поэзию сложно оценивать за неимением сюжета, планеты героев, декораций — по сути, это опыт, обреченный в рифму. Во всяком случае здесь, на «Лицее». От того руководствоваться приходилось лишь эстетическими воззрениями. С этой точки зрения Комаров безупречно преобразовал свой чувственный опыт в текст, сделав свои переживания объемными, легкими, живыми. Его строки хочется переписывать.

Федор Венцкевич (Telegram-канал 1RideroDay):

Короткий список прозы слегка разочаровал. Одного желания написать хорошую книгу мало. Даже если добавить к этому желанию профессионализм (Марина Буткевич, Екатерина Макарова), все равно получится отличник, лучше других выполнивший домашнюю работу. В общем, это тексты отличников, хорошистов и троечников. А литература — это, все-таки, не про умения. Это про талант. И талант, по-моему, есть только у Ислама Ханипаева. Именно поэтому при всех недостатках текста, композиции и прочего, у него получилось самое яркое, самое эмоциональное и самое сильное произведение. Ему и ушли 10 баллов. С поэзией вообще странно. У меня совсем другие представления о хорошей поэзии. Тем не менее, образностью и эмоциональностью выделился Ростислав Русаков. Ему и досталось чуть больше баллов, чем остальным поэтам.

Тамара Хакимова (Youtube-канал «Приют мысли»):

Мои фавориты Анна Чухлебова и Константин Комаров. Проза Анны — это что-то — креативно, интересно, необычно, прочитав, не забудешь. Мысль расцветает в стихах Комарова, с удовольствием его почитала!

Русина Шихатова (подкаст «Писательский кофе»):

Моя главная симпатия в прозе — «Фабрика игрушек» Максима Васюнова, за жизнелюбие и веру в людей. Также хочется отметить «Типа я» Ислама Ханипаева — за яркость языка и живые диалоги. Из поэзии очень понравился Борис Пейгин — меткий, точный, со звонкими рифмами. Ещё одна симпатия – Сорин Брут, за воспевание Алексеевского района)

Анна Ильина (Instagram-канал «Читающий писатель»)

«Дневник волонтерки» Таша Соколова 

Признаюсь, эту историю оставила на прочтение самой последней. Казалось, что спекуляция актуальной темы. Но, а чем же должен писать автор, если не о том, что сейчас волнует, что самое важное. Но я, не пожалела, что прочла именно эту работу последней. С первого до последнего предложения все оказалось близко и эмоционально. Знакомо, понятно, трогательно. В общем, здорово! О таком надо говорить, хочется знать из первых уст.

Катерина Кожевина «Лучшие люди города»

Наверное, у всех есть некая история преодоления, выбора, поиска своего пути в жизни. Эта работа именно такая. Она современная, понятная поколению и 80х, и 90х. Мне кажется, будет понятна и всем в будущем. Зачастую именно такие простые на первый взгляд истории заставляют проникнуться и полюбить и героиню и всех, кто ей встретился на пути. Простые люди, такие, которые окружают нас простых людей. Лена – героиня романа – близка многим. Кто из нас не совершал ошибок и исправлял их так, как мог, на грани своих возможностей.

Когда начинаешь анализировать, то кажется много было таких историй, но именно такие и притягивают, потому что легко представить себя на месте героини.

Иван Стрелкин «Самсон заходит в парикмахерскую»

Я очень люблю этот жанр – история в письмах или дневниковых заметках. Мне кажется, что не очень легко написать развернутую историю, придерживаясь определенных правил этого жанра. Но у автора получилось в заданных рамках порассуждать о многом, показать свою точку зрения, и заставить проникнуться ей. Понравилась кольцевая композиция. Автор привёл все к тому, с чего начинался рассказ.

Екатерина Хинковер «Ковид»

Актуально и проникновенно, ком в горле. Не каждый автор может к этому подвести.

Константин Комаров «Прорезь прозренья»

Поразительное владение языком. Это созвучие и игра словами очень впечатлили.

Поэтический сборник финалистов короткого списка премии «Лицей»

Лауреат премии «Лицей» и победитель в номинации «Выбор книжных блогеров» – Ислам Ханипаев с книгой «Типа я»

 


Rideró благодарит всех членов жюри книжных блогеров за интересную совместную работу и ваши рецензии!

С этим читают

Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, объявили имена лауреатов восьмого сезона литературной премии «Лицей». Церемония награждения прошла на Главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Лауреатами стали три молодых прозаика ... Читать далее

Победителей VIII сезона литературной премии «Лицей» объявят на главной сцене Красной площади уже завтра, 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Издательский сервис Rideró, партнер и учредитель специальной номинации ... Читать далее

Показать больше записей