«Ежедневно появляются хорошие, отличные и даже талантливые книги»

В ноябре в Telegram появился канал 1 Ridero Day. Его завел писатель Фёдор Венцкевич. Каждый день он просматривает новинки в каталоге Ridero и пишет о тех художественных книгах, которые по его мнению достойны внимания. Один день – одна книга. Каждому изданию он присваивает свою оценку по пятибалльной шкале и ставит его в книжный ряд с известными литературными именами, чтобы познакомить читателей канала с лучшим, что сейчас публикуют независимые авторы. Нам очень симпатично начинание Фёдора: мы попросили его рассказать, почему он решил стать книжным скаутом, и поделиться планами канала. 

– Как вам пришла идея завести канал? Зачем он вам?

– Я сам автор. У Фёдора Венцкевича на Ridero висят две книги получше, и – под другим псевдонимом –  еще пять похуже. Так что я прекрасно знаю, насколько тяжко приходится начинающим авторам. Они не интересуют никого вообще. Крупные издательства по факту давно уже не принимают и не обрабатывают рукописи. Литературные конкурсы в большинстве своем платные и дутые. Литпроцесс неизвестных авторов за людей, кажется, не считает. Молодая критика (Жучкова, Кузьменков и другие) сосредоточилась на большой литературе, спорах друг с другом и обличении современного литпроцесса. В общем, что делать начинающим авторам — решительно непонятно. При этом им внимания нужно больше чем кому бы то ни было. 

Ежедневно появляются хорошие, отличные и даже талантливые книги, на которые потрачено невероятно много сил и времени, но которые никто никогда не увидит и до которых никому нет никакого дела. Подавляющее большинство авторов никогда не увидит ни одного комментария или рецензии на свои книги.

И вот это полное отсутствие обратной связи с читателями и критикой – оно просто убийственно для начинающего автора.

Поэтому цели у канала были такие:

1. (смутная) — какая-то дальнейшая монетизация,

2. более отчетливая – обеспечение этой обратной связью конкретно Фёдора Венцкевича,

3. помощь начинающим авторам. 

– Сколько времени вам приходится тратить каждый день, чтобы выбирать, читать и писать короткие обзоры на те книги, которые вам показались интересными?

– По плану должен был тратить три часа в день. Пока получается сильно больше. Работаю над вопросом.

Как вы отбираете книги, про которые пишете? Есть ли какие-то критерии?

– Выбираю запросом в поиске все изданные за день книги. Дальше смотрю.

Во-первых, биографию автора. Глупость, экзальтированность и пафосность сразу бросаются в глаза. Это еще не повод не читать дальше, но очень тревожный звоночек.

Во-вторых, аннотацию. Тут оказывается, что книг пять не имеют отношения к художке вовсе. Эти отпадают сразу. Как и порно. Эротику я смотрю. Ну, а вдруг? Правда, пока не случилось. Возможно, я мало смыслю в этом жанре.

В-третьих, бесплатный фрагмент. Смотрю все жанры. Хотя фэнтези – это конечно, плохой маркер. Это обманчиво легкий жанр. Многим почему-то кажется, что они легко могут создать новый мир. Магия черная и белая, чудовища и герои, любовная линия… Чаще всего получается что-то очень шаблонное.  И даже если оно хорошо написано – это всего лишь еще одна из многих тысяч очень похожих друг на друга историй. Но бывают, конечно. исключения. Поэтому все равно смотрю.

Стараюсь не обращать внимания на грамматику, если, конечно, там не совсем ужас-ужас. 

А дальше все просто: хорошо написано или плохо, захватывает текст или нет, интересно или не очень. Плохое и ужасное просто закрываю. Хорошее и очень хорошее помечаю, чтобы в конце дня выбрать лучшее. Выбрав, пишу впечатление. Это не рецензия. Это чисто мое впечатление о книге, полученное из бесплатного фрагмента.

В исключительных случаях скачиваю платный вариант.

– А можно ли составить впечатление о книге только по бесплатному фрагменту?

– Да, если она плохая. В этом случае по бесплатному фрагменту картина совершенно ясна. Если книга хорошая, общее впечатление составить можно, но, конечно, далеко не полное. Как минимум, отсутствует смысл и сюжет. 

Пока только один раз пришлось покупать полную версию. И то потому что понравилось. Но содержание оказалось абсолютно не таким как я ждал. Оно оказалось лучше. Но, вероятно, существуют и случаи, когда происходит наоборот.

– Сколько книг вы просмотрели за две недели ведения канала? Сколько выбрали? 

– В первую неделю работы канала за пять рабочих дней посмотрел 161 книгу, написал 5 отзывов. Вторая неделя (пять рабочих дней) – 154 книги, 5 отзывов. За 4 выходных дня просмотрел 146 книг из прошлого, опубликовал 3 отзыва.

Идея была каждый день выбирать лучшую книгу за день, даже если она лучшая из худших. Стараюсь придерживаться. Чаще всего за день появляется что-то вполне или очень даже достойное.

– Случились ли какие-то открытия за это время?

– О, да, почти ежедневно. Вот прям «открытием-открытием» для меня стали книга Ксении Жигалиной «Тони» (опубликована в августе). Мой фаворит в ноябре «Проект “О”» Филиппа Горбунова. 

Если к вам обратится автор книги с рекламным предложением, вы согласитесь?

– Уже интересовался один автор.  Ума не приложу, зачем ему это понадобилось на таком молодом канале. Деликатно ответил, что, вероятно, готов в будущем давать честные отзывы с тегом #реклама и вне общей оценки дня. Ну, в общем, я очень надеюсь, что никто не предложит мне миллион, чтобы попасть в рейтинг. С меньшими суммами я за свою честность спокоен.

С этим читают

Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее

В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее

Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

Показать больше записей