Финансы – это идея для фэнтези!

Основы финансовой грамотности для детей – не самая простая тема, которая становится все более популярной и востребованной. Опытный юрист и преподаватель Людмила Емелина сумела поймать этот тренд. В соавторстве с писателем и художником Анной Тищенко она написала две книги о финансах для детей. Первая – «Волшебные приключения в мире финансов. Тайна заброшенного города» разошлась тиражом около 4000 экземпляров за три года. Вторая – «Цена волшебства» вышла недавно, но уже тоже обещает стать бестселлером.

– Людмила, как появилась идея написать книгу о финансах для детей?

– Идея возникла еще в 2014 году. Мы с мужем Андреем Емелиным, председателем Национального совета финансового рынка, оба юристы, кандидаты юридических наук и имеем многолетний опыт преподавания. Вместе мы периодически выступаем в школах с лекциями по финансовой грамотности и основам права. А в качестве наглядного пособия, которое бы помогло детям закрепить полученные знания, мы после лекции всегда дарили книги.

– Но выбор финансовой литературы для детей невелик…

– Да, это была непростая задача. Книги мы выбирали исходя из того, что предлагал наш книжный рынок, консультировались с моими бывшими учениками, которые работают в Центральном банке Российской Федерации. Это, в основном, были книги, где по–детски, со значительным упрощением смысла понятий, излагались вопросы финансовой грамотности и основ права. Или же это были книги, которые напоминали учебники, в которых все было логически выверено, но не слишком интересно для детей. Потом, когда мы в следующий раз посещали те же школы с новыми лекциями, мы просили подростков рассказать, насколько интересны были книги, которые мы подарили, какие выводы они для себя сделали. Результат был неутешительным, дети честно делились впечатлениями, которые нас не радовали.

– Поэтому вы решили написать такую книгу сами?

– Да, наступил момент, когда мы пришли на очередное занятие по финансовой грамотности без подарков. В магазинах просто не оказалось того, что нам нужно. Тогда–то и возникла мысль: раз не получается найти такую универсальную, с нашей точки зрения, книгу, значит, надо ее написать самим. Была зима, близился Новый год, поэтому мы решили, что главным героем книги должен стать Санта Клаус, который занимается подготовкой подарков для детей, но у него возникают проблемы с бизнесом.

– Долго вы ее писали?

– На подготовку книги у нас с соавтором Анной Тищенко ушел год. Уже в июне 2016 года первая книга из серии «Волшебные приключения в мире финансов» была выпущена. И в том же году НСФР начал реализацию Благотворительного проекта по повышению финансовой грамотности школьников «Финансовая грамотность с детства», в рамках которого осуществляется издание этой серии.

– Как вы нашли средства для печати тиража и как им распорядились?

– Первую книгу серии «Тайна заброшенного города» мы выпустили при активной поддержке банков – членов НСФР:ХКФ Банка, Росевробанка и Тойота Банка. Девять тиражей были безвозмездно переданы в школы и детские дома Москвы, Татарстана, Костромской области, Московской области, Чувашии и Крыма. А вскоре книга официально получила статус бестселлера издательства Ridero.

– Что нового в продолжении истории – в книге «Цена волшебства»?

– В целом, «Цена волшебства» читается как самостоятельное произведение. В ней появляются новые герои, возникают в связи с этим определенные интриги. Книга ориентирована на более старший, чем первая часть, возраст. Ведь наши читатели значительно выросли. Что удивительно, разница между первой и второй книгой составила 4 года, и возрастной ценз во время премодерации нам установлен на 4 года выше. Может, это случайность, а может и волшебство.

– Как вы решили эту задачу – написать книгу о финансах для подростков?

– Сюжет книги стал более сложным. Первая часть, как справедливо отмечали рецензенты, была более сказочной, интрига – скорее юмористической. Во второй части герои попадают в реальный мир, который существует наряду с волшебным, добавляется яркая романтическая линия – наши герои, переживают, влюбляются, ревнуют. Мы постарались в полной мере отработать потенциал созданного нами жанра, который мы назвали финансовое фэнтези (FinFan). И финансовая составляющая тоже становится более сложной – здесь и поручительство по кредитам, и блокировка счетов, и различные финансовые уловки, которые подстерегают героев практически на каждом шагу. В результате наш сказочно–финансовый мир наполняется новым содержанием, точно так же, как и в жизни. А для удобства знакомства с главными действующими лицами, Анна Тищенко, мой соавтор, сделала для книги галерею портретов главных героев.

– Книга уже вышла?

– Да, первый тираж книги «Цена волшебства» вышел из печати к 1 сентября этого года и уже отправился в Кострому и Казань. А 15 сентября мы совместно с Совкомбанком сдали в издательство уже второе, значительно расширенное издание, в которое мы успели включить больше ста страниц новых приключений. Также на подходе третье издание, которое мы будем выпускать с Тинькофф Банком. И уже пришли заявки на участие в проекте от ОТП Банка, Тойота Банка, Эс-Би-Ай Банка, НПФ «Эволюция». Так что недостатка в книгах у ребят не будет.

– Расскажите о своем опыте соавторства?

– Нам очень повезло работать вместе с Анной Тищенко. Анна – профессиональный художник–график, член Союза художников. У нее прекрасные иллюстрации, которые я, пользуясь случаем, хотела бы особо отметить. Также она писатель со стажем, член Союза писателей, автор десятка книг. Мне кажется, что это очень редкий случай, когда и писатель, и художник в одном лице.

– Как именно вы работаете вместе? Есть ли у вас какая-то система эффективного соавторства и в чем она заключается?

– Совместное творчество для нас – это удобно, поскольку наши книги сочетают в себе и научный подход к финансовым вопросам и основам права, и в то же время художественный стиль. Во время обсуждения сюжета книги мы иногда бурно дискутируем, поскольку я выступаю всегда за научную составляющую, а Анна – за художественную. В результате, как пишут уважаемые рецензенты книги, у нас чаще всего получается «золотая середина». Объем первой книги – «Тайна заброшенного города» – более 300 страниц, а «Цена волшебства» насчитывает уже более 500 страниц. Думаю, это можно считать подтверждением того, что нам все приятнее работать вместе. Представьте, каким может быть объем третьей книги, если следовать геометрической прогрессии!

– Сейчас ваши книги помогают вам в работе?

– Конечно. Основная цель нашей серии книг – это в доступной и увлекательной форме научить детей и подростков основам финансовой грамотности и права, правилам ведения бизнеса и многим другим полезным вещам. Мы продолжаем работать со школами, а недавно посетили даже детский сад в Московской области. Было любопытно узнать, насколько книга может быть понятна и интересна малышам, увидеть, как они реагируют на нее. Детям особенно понравилось, что в книге есть открытки, которые можно вырезать и подписать, и даже можно нарисовать свой рисунок, как иллюстрацию.

– Планируете ли вы выпустить эти книги в аудио-версии?

– В скором времени, в середине октября, должна выйти аудиокнига по первой книге серии «Волшебные приключения в мире финансов», которую мы в первую очередь хотим подарить в казанский университет ТИСБИ, где учатся дети со специальным потребностями. В 2017 году мы с мужем ездили в Казань с презентацией «Волшебных приключений в мире финансов», и нас попросили, по возможности, обязательно сделать аудиокнигу для слабовидящих детей. Такая возможность у нас появилась, и запись книги уже идет у нашего любимого профессионального чтеца – Андрея Святскова.

– Что еще есть в ваших планах?

– Поскольку в книгах есть персонажи практически всех узнаваемых в мире сказочных народов (эльфы, гномы, гоблины, феи), читатели, живущие за рубежом, спрашивают, будет ли перевод книг на английский. Мы пока не решили. Есть и еще одна идея, которую нам, опять же, озвучили наши читатели: будет ли экранизация? Для нас это вопрос еще более сложный, но мы открыты для переговоров с любой известной киностудией. И конечно, мы мечтаем, чтобы наши книги стали книгами для семейного чтения.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей