«Издавать книги я начал под давлением»

Денис Окань – профессиональный пилот и автор рассказов о работе в гражданской авиации. Обе его книги – «Когда все только-только начинается» и «Взлет разрешен!» – в списке бестселлеров на Rideró. За последние пару месяцев было продано в совокупности более 1000 экземпляров. Секреты успеха – в нашем небольшом интервью.

– Денис, когда вы поняли, что ваш летный опыт – это материал для книги?  

– Задумываться о книгах я начал, так скажем, под давлением общественности. С 2009 года я веду блог в Живом Журнале. В 2013 году начал публиковать в нем рассказы о полетах. В этих рассказах я делал упор не столько на описание красот неба и восхищение романтикой профессии, сколько на практические заметки о нюансах летной работы. Они нашли своего читателя, и я начал получать отзывы с пожеланиями когда-нибудь превратить эти рассказы в книгу.

В 2018 году я, наконец, «созрел». Подумал: «Почему бы и нет?» и начал вести блог на Яндекс.Дзен, в котором поначалу переписывал старые рассказы, исправляя старые ошибки и добавляя новые. А еще через два года засел за проект основательно. В итоге книгу пришлось делить на четыре части, две из которых уже опубликованы.

–  Хочется акцентировать внимание на том, что к моменту издания книги у вас уже была «теплая аудитория». То есть вам не пришлось дополнительно заниматься продвижением?

– Да, мой «читательский клуб» сформировался задолго до того, как книги были изданы, – как при помощи монструозных блогов в ЖЖ и Дзене, так и в более легком Инстаграме. Еще я веду видеоблог на YouTube, темой которого, разумеется, является гражданская авиация.

Когда я начал работать над книгой, старался держать читателей в курсе творческого процесса. Конечно же, как только книги появились, я поделился радостью, и дальше новость разлетелась без моего участия. Приятные известия вроде «скидки 10%» и факт зачисления книги в список бестселлеров месяца я, безусловно, не мог не опубликовать в своих соцсетях.

У вас была цель заработать на книгах? Или вы издали их, что называется, для души?

– Авторские отчисления – это, скорее, приятный бонус. Понятие «заработать» – весьма условное, каждый понимает под этим что-то свое. Для меня писательство – это все же больше хобби, нежели способ содержать семью из пяти человек. Для того чтобы относительно безбедно существовать, надо очень много и хорошо писать, это самая настоящая работа, непростой труд. Пишут многие, а настоящей известности и (что еще важнее!) любви читателей добиваются единицы.

Значит, успешные продажи стали сюрпризом?

– Количество купленных экземпляров удивило меня вот по какой причине: 99% моих историй были в свободном доступе в интернете. Более того, я регулярно выкладывал в Сеть рабочие варианты первых двух книг. Думал: «Приобретут сто экземпляров – уже хорошо». Опять же, авиация – это довольно узкая, хотя и привлекательная тема. Потенциальных читателей, конечно же, в разы меньше, чем у авторов других жанров. Тем не менее результат меня порадовал, начало вдохновляет! Спасибо Rideró за то, что вы делаете книги доступными как для авторов, так и для читателей!

Кстати, почему вы выбрали Rideró в качестве издательской платформы? 

– Изначально я планировал издавать книги в полноцветном печатном варианте и распространять их самостоятельно. Однако планам моим помешала пандемия – я застрял за границей, и когда вернусь в Россию не имею понятия. Rideró оказался находкой для автора, оказавшегося в подобной ситуации. Хочется отдельно отметить службу поддержки – работает оперативно и абсолютно все вопросы были решены. 

Ваши книги адресованы тем, кто интересуется авиацией. Что самое главное вам хотелось бы донести до читателей?

– Основная моя идея или, как это модно говорить, «миссия» – полеты должны быть безопасными. Главный мой читатель – это будущий или начинающий пилот, именно на него я ориентируюсь, когда решаюсь опубликовать рассказ или статью. Но время показало, что моя писательская деятельность имеет и побочный эффект: я регулярно получаю отзывы от людей, очень далеких от авиации. Они пишут, что после прочтения моих книг узнали больше о профессии пилота изнутри и перестали бояться летать. И это здорово!

А писателю нужна смелость и ответственность пилота? 

– Знаете… да. Я долго не решался впервые нажать кнопку «Опубликовать» на Rideró. Мне казалось, что надо еще и еще работать над книгой. Но однажды решился. Книга была очень тепло встречена публикой, и это вселило уверенности. 

Мне кажется, что в любой профессии человек прежде всего должен оставаться человеком. Ответственность у писателя порой ничуть не меньшая, чем у пилота, – ведь его книгам верят, они создают информационный фон, убеждения, эмоции, которые в долгосрочной перспективе могут сыграть очень важную роль в жизни читателя. Да и, пожалуй, не только читателя.

Как вы находите время, чтобы писать, и нужны ли вам особые условия для творчества? 

– Я могу работать в любых условиях, лишь бы посетило вдохновение. Сейчас, во время пандемии, свободного времени даже больше, чем хочется. И вот тут я осознал, как это  сложно – вдохновляться по заказу. Теперь я иначе смотрю на труд современных писателей – это сверхлюди, не меньше. Как можно выпускать по двадцать книжек, в каждой по 500 страниц, ежегодно? Еще и сочинять, а не описывать реальные факты, как это делаю я в своих рассказах.

Над чем вы работаете сейчас?

– В настоящий момент я отдыхаю от текстов, но надеюсь на скорое посещение музы. Планирую издать еще две книги в ближайшей перспективе. А в отдаленной – еще не менее трех. И это только рассказы о летной работе в формате «Небесные истории». Кроме того, я подумываю над публикацией своих профессиональных статей и методических пособий, которые довольно-таки активно используются в различных авиакомпаниях, летных училищах и учебных центрах. В общем, есть над чем работать, «полет нормальный». 

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей