«Мы все время работаем с травмой, полученной в школе»

Марта Райцес и Мария Хмара – профессиональные наставники по чтению. Их проект «Книжный гид» – первая в России организация профессиональных наставников по чтению, которая работает с детьми и подростками. Они не любят слово «мотивация», когда речь идет о любви к книгам, и знают, как поделиться этой любовью, чтобы ребенок сам захотел читать и полюбил литературу.

– Как появился проект «Книжный гид» и в чем его уникальность?

Марта: Проект появился по любви. К литературе, детям и смелым поступкам. Мы просто признались себе, что нам нравится читать и говорить о книгах. И придумали профессию, где только это и нужно делать. Я уволилась с должности главного редактора медиапортала. Мы составили программу, проверили ее в работе с детьми друзей. Моя коллега Аня нарисовала нам сайт. Мы купили сим-карту. И… оказалось, что никто не гуглит в 2012 году книжное наставничество. И настроить продажи не взялись даже люди с опытом. Но нам повезло. Билайн продает номера с историей. Наш принадлежал какому-то полицейскому. И ему регулярно звонили в сложных ситуациях. Всем этим людям мы говорили: «Здравствуйте! Телефон давно не принадлежит Сергею. Это номер первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид»…» Так мы набрали первые группы детей. За годы о нас рассказали и на «Радио Маяк», и на НТВ, мы выступаем на всех главных книжных событиях от Non/fictio№ до ММКВЯ. Мы ни разу не платили за рекламу. Никогда. О нас нет ни одного плохого отзыва, и мы давно не пользуемся тем телефоном, но я считаю День полиции немного нашим праздником. Погон Сереже!

– Как развитие читательских практик помогает в жизни?

Мария: Начнем с того, что абсолютно все читательские навыки — это навыки, необходимые для успешного обучения чему угодно и где угодно. С навыками анализа текста вы сможете быстро усвоить любую новую информацию, навыки запоминания позволят вам сохранить в памяти самое важное. Кроме того, большинство читательских практик, которым мы обучаем, способствуют развитию полезных универсальных навыков — внимательности и способности сосредотачиваться, логическому и абстрактному мышлению, большинству soft skills. Но самый, пожалуй, важнейший навык, который развивают наши ученики, — это способность получать удовольствие от чтения. Когда у вас есть эта суперспособность, вам никогда не будет ни скучно, ни одиноко. Каждая страница текста будет становиться порталом для исследования удивительного мира внутри и снаружи. Каждый день будет наполняться новым, бодрящим, ярким опытом.

Марта: Только мыслящий человек может быть свободным. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Сейчас информация владеет людьми, и единицы из нас хозяева положения. Эти редкие люди умеют быстро находить нужное, оперировать большими данными, отсеивать фейки, самостоятельно генерировать качественный контент и т. п. Это все навыки выживания в мире текстов: заголовков СМИ, рекламных баннеров вдоль дорог, СМС-сообщений, телеграмм-мессенджеров, книг, постов в социальных сетях. Если ты не читаешь и не мыслишь, ты живешь не по своим правилам. Мы очень расстраиваемся, когда родители гордо говорят: «Мой ребенок послушный». Умный человек не послушный. Он вежливый, этичный, добрый, но он не слушается. У него громкий внутренний голос.

– Вы работаете сейчас в основном с детьми – есть ли у них какая-то общая мотивация начать читать?

Мария: Общаясь с разными людьми, мы можем использовать разные слова из разных словарей. Слово «мотивация», например, очень хорошо понимают серьезные взрослые люди, которым, чтобы отправиться в путешествие, важно видеть конечную цель. Но мы-то знаем, что самые захватывающие и незабываемые путешествия включают в себя много счастливых деталей: как радостно нам читать свое имя на билете, как волнительно наблюдать облака в иллюминаторе, как приятно выпить первую чашку кофе в новом городе. Вместе с нами дети начинают читать, не потому что им хочется получить что-то или попасть куда-то потом, а потому что им приятно и интересно делать это прямо сейчас. Наша мотивация — это любовь. Существует ли какая-то общая любовь? Согласитесь, у каждого из нас любовь обладает особенным цветом, у нее своя музыка и свое имя. Но не в каждом месте она может так легко родиться. То поле, в котором наши ученики начинают читать, — вот что объединяет их любовь или — если угодно — мотивацию. Для нас очень важна свобода — свобода выбора, самовыражения и мысли. С нашей поддержкой дети сами определяют круг своих читательских интересов, выбирают читательские практики, которые им интересны, говорят то, что думают, и знают, что их услышат. Там, где есть свобода и доверие, появляется любовь.

Марта: Согласна со всем, что говорит Маша. Как и всегда. Дети хотят быть собой. Как и здоровые взрослые. «Книжный гид» про это. Литература вообще про это. В каждой книге есть белые поля. Это пространство, где читатель может спорить и соглашаться с писателем.

– Вы составляете под каждого ребенка свой список книг в зависимости от его интересов, как вы это делаете?

Мария: Мы учитываем разные факторы: фактический возраст ребенка, его читательскую подготовку, его интересы и характер. Наши гиды прочитывают около двенадцати детских и подростковых новинок в неделю и после знакомства с ребенком подбирают те книги, которые ребенок сможет прочесть с определенной легкостью, в которых он увидит отражение своих собственных интересов, встретится с тем, что любит. Это всегда очень индивидуальная, интуитивная и творческая работа. И в этой работе много секретов, раскрыть которые мы не смогли бы и при большом желании: порой они невыразимы. Иногда первой встречи с ребенком или даже его анкеты достаточно, чтобы почувствовать определенную интонацию, которая будет близка будущему читателю. Например, мы можем подобрать книгу, главный герой которой похож на нашего ученика: вместе им будет комфортно, и они интересно проживут одну историю на двоих. Иногда (в случае с читателями постарше) мы замечаем, что они уже обросли определенной зоной читательского комфорта и хотят читать лишь книги определенного жанра, определенного направления, на определенную тему. В таких случаях мы любим похулиганить и предлагаем им что-то кардинально новое. И это часто срабатывает: подростки открывают для себя новые двери и находят новые интересы.

– Что вы думаете о школьной программе по литературе?

Мария: О ней мы стараемся много не думать. Впрочем, делать это все равно приходится, потому что каждый день мы встречаемся с родителями, которые не знают, как им быть: дети не любят читать, дети боятся книг, дети слышать ничего не хотят о чтении. К сожалению, чаще всего все это — последствия школьных уроков литературы. Тексты, составляющие школьную программу, — это, разумеется, прекрасные, зачастую великие тексты. Но как с ними взаимодействовать, как с ними общаться, как их читать и как любить, школьники не понимают, и никаких инструкций от учителей, как правило, не получают. Дети не знакомятся с интересными читательскими практиками, не успевают читать современную литературу, а скучные тестирования, ответы на вопросы и другие надоевшие учебные задания никак не способствуют любви. Школа часто — это «надо». А «Книжный гид» — это «люблю». Но мы знаем, что бывают хорошие русисты, которые, как и мы, с душой относятся к детям и книгам. С ними мы дружим, сотрудничаем, обмениваемся опытом.

Марта: С одной стороны, необходимость дать людям «прожиточный минимум» знаний: Достоевский, Чехов, Толстой и т. п. – демократичная. И действительно, после школы один человек получит три высших образования, а другой больше никогда не возьмет книгу в руки, и им надо как-то жить и стоять в одной очереди в «Пятерочке» и ссориться на одном языке… С другой стороны, когда тобой лично никто не занимается, тебе дают унифицированный минимум… Не твой личный максимум, а унифицированный минимум. Это нам не близко.

Опять же, этот минимум сейчас дается не как сухой паек на черный день с пожеланием выжить, а как камень на шею. ЕГЭ, ОГЭ, тесты, вопросы: «Что хотел сказать автор?»… Кто после этого захочет перечитать Тургенева?… И вообще читать? Мы все время работаем с травмой, полученной в школе. Дать детям Цветаеву и Пастернака надо, что за жизнь в России без Цветаевой или Пастернака, например. Но убивать Цветаевой не надо. Это иногда происходит на уроках в школах.

– Как стать наставником по чтению?

Мария: Книжными гидами (как и любыми другими профессионалами) становятся, когда понимают, что по-другому никак. Ни одно другое дело не увлекало лично меня так же сильно, как это. Я остаюсь книжным гидом 24 часа в сутки, я не перестаю считать себя книжным гидом, когда покидаю лекцию, когда прощаюсь с учениками. Наверное, так гидами и становятся.

Марта: Искренно верю, чтобы стать наставником, нужно встретить своего наставника. В моей жизни такой человек есть. Это Любовь Васильевна – преподаватель первого университета, который я окончила. Сейчас мы живем в разных городах, но я каждые полгода еду 16 часов поездом, чтобы час посидеть в ее гостиной между горшками с алоэ и мятой и сформировать с ней личный читательский маршрут на ближайшие месяцы. Когда встречаешь такого человека, это как посвящение. И если ты выбираешь это для себя, то ты честно обучаешься техникам работы с текстом: от визуализации до анализа; знакомишься с базисом: Библией, античными текстами, сказками народов мира и т. п. Ежедневно читаешь самое разное, чтобы быть способным подобрать тексты для каждого, и следишь за литературным процессом. Что главное: это не для тех, кто любит литературу вместо людей. Книжный наставник хорош тогда, когда он подбирает книгу, как ключ к человеку. Это может быть только по любви. Книжный гид – это Нео. Только ты чувствуешь, что ты избранный.

– Как вы думаете, будет ли место в индустрии профессиональным читателям? Что это за роль и как она может развиваться?

Марта: Я не понимаю, что такое «будет ли место». Когда мы семь лет назад открыли «Книжный гид», мест не было. Мы пришли со своими стульями. И увидев, что так можно… Начали пробовать свои силы и другие. Открывать какие-то книжные клубы, делать литературные дискуссии и так далее. Путин не выступит на «Первом» с заявлением, что страна нуждается в профессиональных читателях и создан заповедник для них с полным социальным пакетом. Чтобы зайти на это поле, надо носить стулья самим. Думаю, профессий для людей с читательскими компетенциями можно придумать очень много. 21 век – время информационной перегруженности. Те, кто может быстро систематизировать информацию, самые нужные люди. Профессиональный читатель – это big data в голове. Это не только работа при издательствах, библиотеках, книжных магазинах или создание различных читательских сервисов (хотя и это тоже!). Это программисты мира. «Профессия» Азимова — это уже настоящее.

Зарегистрируйтесь на открытый мастер-класс «Книжного гида» «5 простых шагов и ваш ребенок читает с любовью», если хотите чтобы ваши дети приобрели искренний интерес к чтению, мотивацию к учёбе и привычку проводить свободное время не только с гаджетами.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей