«Читаю нестыдные книжки, написанные моими ровесниками»

Премия за лучший книжный блог года «Блог-пост» до 10 мая ведет прием новых заявок. Если вы пишете о книгах в любой социальной сети, ведете тематический сайт или делаете подкасты о книгах – не пропустите новый сезон премии, участвуйте! Мы попросили рассказать о своем телеграм-канале «Стоунер» Владимира Панкратова, литературного критика, обозревателя, блогера, основателя литературной премии для молодых авторов ФИКШН35. Именно ему досталось Гран-при «Блог-поста» в прошлом году:

Как появился «Стоунер» и зачем он вам?

– Сначала мне нужно было место, куда бы я мог скидывать свои мысли, как бы «не помещающиеся» на фейсбуке, эдакая всякая всячина. И потом, мне интересно было просто понять, как работает телеграм. Ну а со временем канал взял на себя главенствующую роль. Он мне нужен и как читательский дневник, постоянно держащий меня в тонусе, и как еще один способ донесения своих статей и отзывов до публики.

– Кто читает ваш канал, получаете ли вы обратную связь от своей аудитории, подстраиваетесь ли под нее?

– Могу только сказать, что это в основном девушки, примерно 20-30 лет. Но думаю, такова аудитория и у других книжных и киноканалов. 

– Чем отличается литературный обозреватель от литературного блогера?

– Не знаю. Где-то я слышал, что обозреватель — тот, кто обозревает литературу в каком-либо медиа, причем обязательно регулярно; отсюда следует, что обозреватель делает это за деньги. Блогер это может делать и просто так, «для себя», выкладывая записи в одну из соцсетей. Другое дело, что любой обозреватель становится сегодня и блогером, потому что, скорее всего, пользуется как минимум фейсбуком, куда выкладывает не только ссылки на свои статьи. А блогер — это тот же обозреватель, потому что он тоже много читает и регулярно делится своим мнением; при этом среди них есть и те, чью оценку вряд ли назовешь любительской. 

– Каких книжных блогеров вы сами читаете и кого среди них считаете самым успешным?

– Знаю, что прозвучит это странно, но сам я постепенно перестаю быть читателем телеграма, провожу в нем все меньше времени, как и на фейсбуке. Трачу больше времени на чтение и на работу — ну и иногда захожу туда опубликовать свои отзывы. Тем не менее, посоветую телеграм-каналы «Опыты чтения» Маши Закрученко и «Книги жарь» Сергея Лебеденко.

– Как вы ориентируетесь в текстах современных авторов?

– Слежу за новинками издательств и регулярно просматриваю новые выпуски литературных журналов, знакомлюсь с длинными списками премии «Лицей» и теперь вот еще — нашей премии для молодых авторов ФИКШН35, в которой членами жюри выступают молодые критики и блогеры.

– Что ответите автору, который попросит вас прочитать его книгу и рассказать своим подписчикам о ней?

– Такие сообщения иногда приходят — я их не игнорирую, прошу скинуть мне книгу, но честно говорю, что прочитаю не скоро или вовсе не прочитаю. Все-таки читать рукописи всех, кто этого хочет — это большая работа. 

– Как неизвестному автору заявить о себе и привлечь внимание блогеров и литературных обозревателей к своей книге?

– У нас есть хорошие примеры — Алексей Поляринов, например, или Сергей Лебеденко (последний только пишет свой первый роман, но несколько рассказов у него уже выходили). Они уже давно ведут свои блоги и теперь эта аудитория становится (или станет) первыми читателями их книг. Также есть пример девушек из подкаста «КовенДур». Их четверо, все они пишут прозу, и тратят много сил на самопродвижение: сначала сделали свой подкаст, потом, набрав аудиторию, стали коллабиться с разными платформами (например, с Букмейтом). Можно, в конце концов, попасть на Форум молодых писателей (бывш. «Липки»), а там познакомиться с интересными людьми из мира литературы. Можно пойти на курсы литературного мастерства — там и навыки подтянешь, и знакомствами, опять же, обзаведешься. Конечно, главным все равно остается само качества текста, но если вы готовы заниматься продвижением своего текста, то вот на эти вещи можно обратить внимание.

– Что интересного, на ваш взгляд, происходит сейчас в русской литературе?

– Авторы, которым примерно по тридцать, сдвигают наше внимание от советских времен или от девяностых на 2010-е: их темами становятся совсем свежие события. Лично для меня это и есть самое интересное сегодня в русской литературе — быть может, просто потому, что я читаю нестыдные книжки, написанные моими ровесниками. Это Тимур Валитов, Булат Ханов, Илья Данишевский, Евгения Некрасова, Антон Секисов, Степан Гаврилов, Саша Гусева, Кристина Рубинская.

Фото: Андрей Луконин

Share This:

С этим читают

На Rideró вышла книга «той самой» Леси Рябцевой, которую прозвали «королевой скандалов» во времена ее работы на радио «Эхо Москвы». Было ли это справедливо, вы узнаете, прочитав книгу.  ... Читать далее

Поговорили о старых и новых литературных журналах с писателем, критиком, редактором, прослужившим около 20 лет в редакциях журналов «Литературная учеба» и «Юность», и основателем свежего сетевого литературного-художественного «Вторника» Игорем Михайловым. ... Читать далее

Мария Сорока – автор Ridero и книги «15 ветреных лет», посвященной истории рок-группы «7Б». Мы попросили Марию поделиться своим опытом работы с библиографическим жанром. ... Читать далее

Как подготовить книгу, чтобы она понравилась самым искушенным читателям? Можно ли справиться своими силами или нужна помощь? Ксения Ложкина – профессиональный помощник Rideró. Она знает о процессе подготовки книг все. ... Читать далее

Показать больше записей