«Читаю нестыдные книжки, написанные моими ровесниками»

Премия за лучший книжный блог года «Блог-пост» до 10 мая ведет прием новых заявок. Если вы пишете о книгах в любой социальной сети, ведете тематический сайт или делаете подкасты о книгах – не пропустите новый сезон премии, участвуйте! Мы попросили рассказать о своем телеграм-канале «Стоунер» Владимира Панкратова, литературного критика, обозревателя, блогера, основателя литературной премии для молодых авторов ФИКШН35. Именно ему досталось Гран-при «Блог-поста» в прошлом году:

Как появился «Стоунер» и зачем он вам?

– Сначала мне нужно было место, куда бы я мог скидывать свои мысли, как бы «не помещающиеся» на фейсбуке
(Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) , эдакая всякая всячина. И потом, мне интересно было просто понять, как работает телеграм. Ну а со временем канал взял на себя главенствующую роль. Он мне нужен и как читательский дневник, постоянно держащий меня в тонусе, и как еще один способ донесения своих статей и отзывов до публики.

– Кто читает ваш канал, получаете ли вы обратную связь от своей аудитории, подстраиваетесь ли под нее?

– Могу только сказать, что это в основном девушки, примерно 20-30 лет. Но думаю, такова аудитория и у других книжных и киноканалов. 

– Чем отличается литературный обозреватель от литературного блогера?

– Не знаю. Где-то я слышал, что обозреватель — тот, кто обозревает литературу в каком-либо медиа, причем обязательно регулярно; отсюда следует, что обозреватель делает это за деньги. Блогер это может делать и просто так, «для себя», выкладывая записи в одну из соцсетей. Другое дело, что любой обозреватель становится сегодня и блогером, потому что, скорее всего, пользуется как минимум фейсбуком (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), куда выкладывает не только ссылки на свои статьи. А блогер — это тот же обозреватель, потому что он тоже много читает и регулярно делится своим мнением; при этом среди них есть и те, чью оценку вряд ли назовешь любительской.

– Каких книжных блогеров вы сами читаете и кого среди них считаете самым успешным?

– Знаю, что прозвучит это странно, но сам я постепенно перестаю быть читателем телеграма, провожу в нем все меньше времени, как и на фейсбуке (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). Трачу больше времени на чтение и на работу — ну и иногда захожу туда опубликовать свои отзывы. Тем не менее, посоветую телеграм-каналы «Опыты чтения» Маши Закрученко и «Книги жарь» Сергея Лебеденко.

– Как вы ориентируетесь в текстах современных авторов?

– Слежу за новинками издательств и регулярно просматриваю новые выпуски литературных журналов, знакомлюсь с длинными списками премии «Лицей» и теперь вот еще — нашей премии для молодых авторов ФИКШН35, в которой членами жюри выступают молодые критики и блогеры.

– Что ответите автору, который попросит вас прочитать его книгу и рассказать своим подписчикам о ней?

– Такие сообщения иногда приходят — я их не игнорирую, прошу скинуть мне книгу, но честно говорю, что прочитаю не скоро или вовсе не прочитаю. Все-таки читать рукописи всех, кто этого хочет — это большая работа. 

– Как неизвестному автору заявить о себе и привлечь внимание блогеров и литературных обозревателей к своей книге?

– У нас есть хорошие примеры — Алексей Поляринов, например, или Сергей Лебеденко (последний только пишет свой первый роман, но несколько рассказов у него уже выходили). Они уже давно ведут свои блоги и теперь эта аудитория становится (или станет) первыми читателями их книг. Также есть пример девушек из подкаста «КовенДур». Их четверо, все они пишут прозу, и тратят много сил на самопродвижение: сначала сделали свой подкаст, потом, набрав аудиторию, стали коллабиться с разными платформами (например, с Букмейтом (включен в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента). Можно, в конце концов, попасть на Форум молодых писателей (бывш. «Липки»), а там познакомиться с интересными людьми из мира литературы. Можно пойти на курсы литературного мастерства — там и навыки подтянешь, и знакомствами, опять же, обзаведешься. Конечно, главным все равно остается само качества текста, но если вы готовы заниматься продвижением своего текста, то вот на эти вещи можно обратить внимание.

– Что интересного, на ваш взгляд, происходит сейчас в русской литературе?

– Авторы, которым примерно по тридцать, сдвигают наше внимание от советских времен или от девяностых на 2010-е: их темами становятся совсем свежие события. Лично для меня это и есть самое интересное сегодня в русской литературе — быть может, просто потому, что я читаю нестыдные книжки, написанные моими ровесниками. Это Тимур Валитов, Булат Ханов, Илья Данишевский, Евгения Некрасова, Антон Секисов, Степан Гаврилов, Саша Гусева, Кристина Рубинская.

Фото: Андрей Луконин

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей