«Я перестал жалеть читателя»

Олег Батлук – культуролог, блогер, известный русскому Фейсбуку (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) прежде всего своими лирично-ироничным заметками о жизни мужчины в большом городе, автор бестселлера «Записки неримского папы» (впервые опубликован на Ridero, переиздан АСТ в 2018 году). К своему 45-му дню рождения выпустил свою первую художественную книгу «Баланс белого» – и она совсем не похожа на другие его произведения. Мы поговорили с Олегом об амплуа писателя и о том, как взяться за новый жанр. И поздравляем его с юбилеем и дебютом!

Ridero: «Баланс белого» — ваша первая художественная книга, и она очень отличается от ваших других книг — «Записок неримского папы» и «Мистера Эндорфина», почему вы поменяли жанр, стиль и даже время повествования?

Олег Батлук: Все верно, «Баланс белого» — это моя попытка перейти в другую лигу. Три мои предыдущие книги сделаны в модном нынче жанре юмористического автофикшена. Это такой молчаливый стендап, с частыми паузами для смеха, который ты, как автор, не услышишь. У этого жанра есть свои ограничения: по его негласной конвенции контакт с читателем гомеопатический, ты не давишь, не причиняешь боль, которую испытал сам. Смысл как раз в обратном, и об этом в своих дневниках прекрасно сказал драматург Виктор Славкин: задача такой литературы — в «обезболивании». В «Балансе белого» я перестал жалеть читателя. Там, где у меня болит, в «Балансе белого» я больше не смеюсь. 

Причины, по которым я решил взяться за новый жанр, абсолютно те же, что и у актеров-комиков, которым рано или поздно (а, скорее, конечно, рано) становится тесно в комическом амплуа. В кино это часто приводит к личной драме, в литературе с этим все же немного попроще, к счастью. 

R.: Для кого эта книга и о чем? В чем ее уникальность — для вас и для читателей?

О.Б.: Эта книга — сборник из классических (в смысле формы, а не качества, о котором не мне судить) рассказов. Они касаются вечных тем, но вечных не в высоком патетическом смысле, а вечных для меня, в рамках моей кратковременной жизни. Это темы, которые сопровождают, а, скорее, преследуют, меня очень давно, которые меня мучают, озадачивают, ударяют под локоть: любовь и ее злая мачеха — страсть, бесовщина творчества, «люди не от мира сего» и детство как какой-то потусторонний возраст. Все восемнадцать рассказов так или иначе вращаются по орбитам этих тем. 

Уникальность книги для меня — в том, что я писал ее десять лет. Для читателей — хотя бы в том, что они помогли мне выбрать название. «Баланс белого» победило с большим отрывом в пользовательском голосовании у меня в блоге. 

R.: Как вы думаете, примет эту книгу ваша аудитория? Какой реакции вы ждете? Может ли автор повлиять на судьбу своей книги?

О.Б.: Это хороший вопрос. И как на любой хороший вопрос, на него нет ответа. С точки зрения классического маркетинга «Баланс белого» — это ребрендинг, а любой ребрендинг может закончиться историей Coca Cola, решившей в начале восьмидесятых поменять рецепт. Но моя проблема в том, что я устал быть колой, устал быть безалкогольным. 

Насчет реакции — я жду триумфа, чего уж тут скрывать…Десятков тысяч продаж и литературных премий (премий не столько, конечно, парочки хватит). Вряд ли найдутся авторы, которые не грезят об этом и отказываются заранее репетировать перед зеркалом Нобелевскую речь, если только это не авторы с какой-то экзотической формой мазохизма. 

А повлиять на судьбу книги автор может только одним способом — не писать ее. Во всех остальных случаях он подставляется. А вот подо что именно — аплодисменты или помидоры — подскажет время и статистика в личном кабинете Ridero.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей