Олег Батлук – культуролог, блогер, известный русскому Фейсбуку (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) прежде всего своими лирично-ироничным заметками о жизни мужчины в большом городе, автор бестселлера «Записки неримского папы» (впервые опубликован на Ridero, переиздан АСТ в 2018 году). К своему 45-му дню рождения выпустил свою первую художественную книгу «Баланс белого» – и она совсем не похожа на другие его произведения. Мы поговорили с Олегом об амплуа писателя и о том, как взяться за новый жанр. И поздравляем его с юбилеем и дебютом!
Ridero: «Баланс белого» — ваша первая художественная книга, и она очень отличается от ваших других книг — «Записок неримского папы» и «Мистера Эндорфина», почему вы поменяли жанр, стиль и даже время повествования?
Олег Батлук: Все верно, «Баланс белого» — это моя попытка перейти в другую лигу. Три мои предыдущие книги сделаны в модном нынче жанре юмористического автофикшена. Это такой молчаливый стендап, с частыми паузами для смеха, который ты, как автор, не услышишь. У этого жанра есть свои ограничения: по его негласной конвенции контакт с читателем гомеопатический, ты не давишь, не причиняешь боль, которую испытал сам. Смысл как раз в обратном, и об этом в своих дневниках прекрасно сказал драматург Виктор Славкин: задача такой литературы — в «обезболивании». В «Балансе белого» я перестал жалеть читателя. Там, где у меня болит, в «Балансе белого» я больше не смеюсь.
Причины, по которым я решил взяться за новый жанр, абсолютно те же, что и у актеров-комиков, которым рано или поздно (а, скорее, конечно, рано) становится тесно в комическом амплуа. В кино это часто приводит к личной драме, в литературе с этим все же немного попроще, к счастью.
R.: Для кого эта книга и о чем? В чем ее уникальность — для вас и для читателей?
О.Б.: Эта книга — сборник из классических (в смысле формы, а не качества, о котором не мне судить) рассказов. Они касаются вечных тем, но вечных не в высоком патетическом смысле, а вечных для меня, в рамках моей кратковременной жизни. Это темы, которые сопровождают, а, скорее, преследуют, меня очень давно, которые меня мучают, озадачивают, ударяют под локоть: любовь и ее злая мачеха — страсть, бесовщина творчества, «люди не от мира сего» и детство как какой-то потусторонний возраст. Все восемнадцать рассказов так или иначе вращаются по орбитам этих тем.
Уникальность книги для меня — в том, что я писал ее десять лет. Для читателей — хотя бы в том, что они помогли мне выбрать название. «Баланс белого» победило с большим отрывом в пользовательском голосовании у меня в блоге.
R.: Как вы думаете, примет эту книгу ваша аудитория? Какой реакции вы ждете? Может ли автор повлиять на судьбу своей книги?
О.Б.: Это хороший вопрос. И как на любой хороший вопрос, на него нет ответа. С точки зрения классического маркетинга «Баланс белого» — это ребрендинг, а любой ребрендинг может закончиться историей Coca Cola, решившей в начале восьмидесятых поменять рецепт. Но моя проблема в том, что я устал быть колой, устал быть безалкогольным.
Насчет реакции — я жду триумфа, чего уж тут скрывать…Десятков тысяч продаж и литературных премий (премий не столько, конечно, парочки хватит). Вряд ли найдутся авторы, которые не грезят об этом и отказываются заранее репетировать перед зеркалом Нобелевскую речь, если только это не авторы с какой-то экзотической формой мазохизма.
А повлиять на судьбу книги автор может только одним способом — не писать ее. Во всех остальных случаях он подставляется. А вот подо что именно — аплодисменты или помидоры — подскажет время и статистика в личном кабинете Ridero.
Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее
В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее
Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее
Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее