Тонкий литературный журнал «Незнание»

Если вы следите за литературными дискуссиями в России, то, наверняка, неоднократно слышали панегирики по литературным журналам — дескать, они умирают. Но мы видим, наоборот, как энтузиасты создают новые литературные альманахи и журналы. Прямо сейчас три молодых писательницы: Лиза Каменская, Арина Бойко и Саня Гусева — готовят первый номер своего «Незнания» — тонкого литературного журнала — и ищут новые голоса литературы и поддержку читателей на «Патреоне»:

Ridero: Расскажите про вашу команду и бэкграунд: как вы решили издавать литературный журнал и чем он отличается от других литературных журналов (кроме того, что он тонкий)?

Лиза Каменская: Я окончила журфак, но не хотела (и не хочу) работать в медиа, мне интереснее литература — и как читательнице, и как писательнице. Формального образования, скажем, филологического или в Creative Writing, как у Сани с Ариной, у меня нет. Мы вообще втроем считаем, что не нужна какая-то подтвержденная бумагами или публикациями экспертиза, чтобы издавать свой журнал. Нам некуда было отправлять свои тексты, не было альтернативы старым классическим журналам, вот и решили создать свой. Вернее, Арина придумала и предложила мне и Сане, а мы согласились. Мы не скрываем, что у нас есть уклон в автофикшн, креативный нон-фикшн и в тексты с female gaze, что мы не пытаемся репрезентовать нашим журналом всю современную литературу, а хотим найти близкие по духу тексты, которым на других площадках не нашлось места.

R.: В описании проекта сказано: «Мы хотим создать комьюнити для авторов, читателей и критиков, в котором царила бы атмосфера поиска, бескомпромиссности, принятия и поддержки», не противоречит ли бескомпромиссность принятию? И в чем она заключается?

Арина Бойко: Мне кажется, что тут нет противоречия. Бескомпромиссность  — это, лично для меня, про уверенность в том, что ты делаешь всё правильно. Это важное для писателя качество. Если ты не попала в очередной лонг-лист, не садиться переосмыслять свою жизнь, а просто продолжать писать. А когда у тебя есть сообщество, которое готово тебя морально поддержать независимо от премий и конкурсов, легче выжить в этой высококонкурентной среде. Кроме того, правильное сообщество помогает писать больше и качественнее. У меня такое сообщество появилось благодаря обучению в магистратуре «Литературное мастерство» и на курсах Write Like a Girrrl, и это большая удача, даже привилегия — поступить и пойти куда-то учиться. Одна из глобальных целей «Незнания» — объединить пишущих людей вне зависимости от их включенности в «литературную тусовку» или профильные институции, дать им платформу для развития и кооперации.

R.: Расскажите про вашу кампанию на «Патреоне»?

АБ: Мы нон-профит издание: у нас нет возможности платить не только авторам, но и самим себе. У нас нет спонсоров, грантов и других источников финансирования. Чтобы постепенно расширяться — выпустить журнал в печать, сделать более серьезный сайт — и при этом оставаться независимыми, мы и создали страницу на «Патреоне». 

«Патреон» — платформа, где люди могут поддержать тех, кто делает что-то классное в интернете, в обмен на приятные бонусы. Так как мы втроем писательницы и нам интересно развиваться в сторону менторства и редактирования текстов, среди наших лотов есть обратная связь на тексты — в формате редакторских комментариев и личного обсуждения. На этих лотах пока всего 6 мест, так как мы хотим обеспечить нашим патронам качественный фидбек.

R.: Как стать вашим автором?

Саня Гусева: Прислать свой неудобный и честный текст и совпасть с темой нашего номера. Сейчас мы сосредоточены на исследовании громкости: сдавленный голос, нервозная тишина, оглушительная интонация — каждый автор звучит по-разному, и различия эти помогают осмыслить неочевидные художественные методы. 

R.: Что интересного, на ваш взгляд, сейчас происходит в русской и мировой литературе? 

СГ: На наш взгляд, одна из занимательных тенденций в мировой литературе — это актуализация жанра автофикшн: дотошное, скрупулезное проговаривание своей жизни и избегание привычных сюжетных паттернов. К слову, одним из ярких представителей жанра является Карл Уве Кнаусгор, чей роман «Моя борьба» вызвал резонанс среди российских читателей.

Впрочем, современные писатели концентрируются не только на повседневном/частном: так, опыт исторической травмы стал одним из главных «поводов» для текста в последние несколько лет (взять хотя бы «Министерство наивысшего счастья» Арундати Рой или «Пачинко» Мин Джин Ли). Коллективное непроговоренное переживание — сквозной мотив и в русской современной прозе: от быковского «Июня» до «Живых картин» Полины Барсковой. Интересно, во что трансформируется эта болезненная тенденция. 

Еще одна примета «новой» литературы — женский взгляд на происходящее. На прилавках появляется все больше книг, написанных женщинами (чему немало способствует издательство No Kidding Press). Отныне именно главная героиня свидетельствует события масштабные и неприметные — как, например, в «Девочках» Эммы Клайн или в цикле романов Элены Ферранте. 

Share This:

С этим читают

Вместе с мастером детективного жанра Антоном Чижом, чьи книги были изданы общим тиражом более 500 000 экземпляров, мы запустили рассылку «Как написать детектив-бестселлер» – очень подробное руководство для начинающих авторов. ... Читать далее

14 ноября на платформе Premier состоится премьера сериала «Эпидемия» по книге Яны Вагнер «Вонгозеро». Одна из самых успешных российских книг последних десяти лет некоторое время продавалась и на Ridero.  ... Читать далее

Издатели Алексей Докучаев и Валерия Григорьева и сооснователь Ridero Алексей Кулаков поговорили о том, что происходит с рынком электронной литературы в России и на Западе. ... Читать далее

Так считает Анна Баганаева – коуч для творцов, популярный инстаблогер и автор нашей новой рассылки для авторов «Не сдавайтесь, пишите». ... Читать далее

Показать больше записей