ММКВЯ: итоги и впечатления

Неделю назад мы вернулись с крупнейшего книжного форума страны – Московской Международной Книжной Выставки-Ярмарки (ММКВЯ). В этом году на стенде издательского сервиса Ridero была представлена 171 книга наших авторов. Хотим отметить, что выставка стала лучше и удобнее как для посетителей, так и для участников. А главное – организаторы ММКВЯ начали уделять внимание независимым авторам и микроиздателям: им была отведена отдельная зона выставочного павильона, в этом году посвященная комиксам. Мы попросили трех наших авторов, чьи книги продавались на ММКВЯ успешнее всего, поделиться своими впечатлениями о выставке. А бонусом к их блиц-интервью публикуем рекомендации нашего специалиста по продажам на книжных ярмарках Руслана Некрутенко – он умеет начать разговор с любым прохожим на книжной ярмарке,  найти интересную книгу для каждого и продать ее.

Леонид Андронов, «Амулет»

Ridero: Что больше всего вам запомнилось на ММКВЯ?

Леонид Андронов: Поскольку для меня как для автора ММКВЯ была первой ярмаркой, конечно же, впечатлений было много. И главным, пожалуй, было осознание того, что твоя книга – это одна капля в океане книг. Ты хочешь, чтобы твой труд был замечен, чтобы его не только оценили, но и полюбили. Но как это сделать? Когда рядом продаются книги известных авторов, более того, когда на стенде напротив сам Бегбедер раздает автографы, а чуть дальше встречаются с читателями Проханов и Гоблин. К кому побежит читатель? Почему он должен обратить внимание именно на тебя и на твою книгу? Вопрос вопросов.

R.: Что делать автору, чтобы его книга продавалась на книжной ярмарке, где продаются одновременно десятки тысяч наименований книг?

Л. А.: Здесь как никогда понимаешь, что от твоей активности зависит все. Мало написать хорошую книгу. Надо сделать запоминающуюся обложку, чтобы она зацепила взгляд. Но и это в сущности ничего не дает. Книг так много, что у покупателя разбегаются глаза. Поэтому мы сразу решили, что будем раздавать открытки с обложкой книги и аннотацией на обратной стороне. К тому же сделали фирменные пакеты с обложкой. Я и моя дочка Эрика раздавали открытку целевой аудитории и рассказывали о книге. Приглашали на стенд. Счастливым покупателям давали пакеты с обложкой, чтобы другие могли видеть, что только что приобрел счастливчик. Но конечно же главное – наша активность. Без нее ни одна книга бы не продалась. 

R.: Какие цели вы ставили перед собой на ММКВЯ и удалось ли вам их достичь?

Л. А.: Нам важно было заявить о книге. Как-то выделиться, привлечь внимание читателей. Привлечь внимание прессы. Что получилось? Получилось некоторым образом привлечь внимание потенциальных читателей к книге. Наши открытки разлетелись очень быстро. Видно было, что многих заинтересовала обложка. Ни одной открытки не было выброшено. Я поместил ссылку на сайт книги на обратную сторону, и посещаемость сайта сразу увеличилась в 10 раз. К сожалению, я напечатал мало раздаточных материалов. Открытки быстро закончились. Последние два дня, а это были выходные, когда посетителей выставки было на порядок больше, мы уже работали без них. И это, конечно, повлияло на продажи. Так бы мы продали больше. Не получилось привлечь внимание прессы. На пресс-релизы никто не отреагировал. В одном информационном агентстве мне прямо ответили, что размещают пресс-релизы за деньги. Причем не за малые. Журналисты на выставке были заняты, им было явно не до нас. И это не удивительно. К этому моменту у них уже были сформированы задания. Да и звезд хватало. Так что в этом плане мы не достигли того, что планировали. Зато все это можно учитывать на будущее. Впереди Красноярская Книжная Ярмарка

Станислав Геращенко, «Жёстко-мэн»

Ridero: Что больше всего вам запомнилось на ММКВЯ?

Станислав Геращенко: Больше всего, конечно, на выставке мне запомнились обаятельные девушки из Ridero. Еще там, кажется, был какой-то печатный станок из Белоруссии.

R.: Что делать автору, чтобы его книга продавалась на книжной ярмарке, где продаются одновременно десятки тысяч наименований книг?

С. Г.: Чтобы продавать книгу на ММКВЯ, покупателей нужно привести самостоятельно. Собрать друзей и родственников, знакомых через соцсети, организовать для них презентацию. Я для выставки делал книги с твердой обложкой, это был очередной аргумент к покупке именно на выставке, так как Ozon, например, продает бумажный вариант только в мягкой обложке.

R.: Какие цели вы ставили перед собой на ММКВЯ и удалось ли вам их достичь?

С. Г.: На ММКВЯ для меня главной целью была запись видео с моей презентацией, чтобы выложить ее в соцсети и показать всем, кто не смог прийти на ярмарку. В целом, это удалось сделать. Из-за волнения не получилось снять более качественного видео, но к презентации следующей своей книги я уже буду подготовлен лучше.

Анастасия Флейтинг-Данн, «Первая раса. Начало»

Ridero: Что больше всего вам запомнилось на ММКВЯ?

Анастасия Флейтинг-Данн: Еще в раннем детстве я мечтала побывать на Московской Книжной Выставке, для меня такое событие было чем-то из ряда необычного и волшебного. В этом году я впервые посетила это мероприятие, и сразу в качестве участника. Больше всего мне запомнилась атмосфера, царившая в выставочном павильоне. Сотни людей с горящими глазами в поисках нового и интересного. На самом деле сложно такое передать словами, это нужно увидеть и почувствовать самому.

R.: Что делать автору, чтобы его книга продавалась на книжной ярмарке, где продаются одновременно десятки тысяч наименований книг?

А. Ф. Д.: До ММКВЯ я принимала заочное участие в Санкт-Петербургском книжном салоне, и о разнице в продажах и говорить нечего. Здесь сильно повлиял тот факт, что потенциальным читателям всегда интересно вживую пообщаться с автором, услышать историю создания книги, обсудить какие-то интересные, спорные моменты.

Помимо личного присутствия большую роль также играет продвижение в соцсетях. Я имею в виду не только «пассивную» рекламу, хотя и она важна. Я говорю о своих группах, блогах, пабликах. Интерес читателей необходимо подогревать, и регулярная публикация контента отлично этому способствует: отрывки из книги, иллюстрации, озвученные фрагменты. 

Здесь немаловажна обратная связь. Если несколько лет назад авторы активно боролись за лайки, то сейчас очень важны комментарии читателей. Сужу по своему опыту: большим интересом у новых читателей пользуются те тексты, под которыми собралось приличное количество комментариев. «Если люди так бурно реагируют на это, значит, что-то их здесь цепляет?»

Сюда же относится общение со своими читателями. Наводящие вопросы в своих текстах, интерактивы и опросы покажут аудитории: автору важно мнение своих читателей, они тоже могут принять участие в творческом процессе, повлиять на ход событий повествования или помочь с выбором визуального оформления.

Но самый главный совет начинающему автору, на мой взгляд, заключается в следующем: набери свою аудиторию. Это было моей первой проблемой. Когда ты создаешь большое произведение, до этого не публикуясь на каких-либо интернет-платформах или сборниках, сложно раскрутить себя в короткие сроки. Поэтому перед изданием книги я бы советовала новичкам попробовать себя в писательских пабликах – благо, таких на сегодняшний день огромное количество.

R.: Какие цели вы ставили перед собой на ММКВЯ и удалось ли вам их достичь?

А. Ф. Д.: Конечно, хотелось повысить уровень продаж, сделать себе рекламу, найти новых читателей. Но самой главной целью было изучение потребительского рынка. Мне важно было знать, читателям какого возраста будет интересна моя книга, хотелось лично пообщаться с уже прочитавшими. Участие в ММКВЯ – это бесценный опыт, помогающий стать увереннее в своих силах и своем деле. 

Руслан Некрутенко, специалист по продажам на книжных ярмарках

Если цель автора – продажи книги на выставке, то это реально, даже когда одновременно с его книгой там продаются сотни хитов и новинок всех российских издательств. Что влияет на продажи книги на таких мероприятиях?

1)  Броская обложка.

Первое, на что обращают внимание покупатели, – необычный дизайн, красивая отрисовка. Никому не будет интересно брать в руки книгу с пустой обложкой или пикселизированным, обрезанным портретом.

2) Твердый переплет.

Книги в твердой обложке пользуются бо́льшим спросом. Их также нередко берут в качестве подарка.

3) Адекватная цена.

Книги в нижних границах своей ценовой категории всегда купят с большей охотой. Не стоит «заламывать» цену, если задачей является массовая продажа книги.

4) Хорошая презентация.

Авторы, которые умеют устроить шоу на книжном стенде, всегда остаются в выигрыше. 

5) Личная заинтересованность продавца.

Не стоит недооценивать роль того, кто продает вашу книгу. Огромный объем работы проводится именно продавцом при непосредственном общении с посетителями выставки. Ему должно быть интересно продавать книгу. И если вы участвуете в выставке – расскажите продавцу подробнее о своей книге, так чтобы он проникся ее идеей.

Если же вы сами встаете за книжный прилавок, нужно это время провести с максимальным эффектом – нельзя сидеть в телефоне, отвлекаться на другие дела, нужно отдавать частичку себя каждому из потенциальных читателей. Для каждой книги можно придумать свой бэкграунд (а иногда и несколько). К каждому покупателю можно найти свой ключ, используя эмоциональный подход. Задайте человеку, который остановился около вашей книги, первый вопрос, часто совершенно случайный, чтобы понять, что за читатель перед вами, что ему интересно. Покажите ему, что он вам интересен. Не продавайте, а советуйте. Тогда даже те, кто с трудом идет на первый контакт, открываются и готовы узнавать про новые книги и неизвестных ему раньше авторов.

Как начать разговор? Можно спросить про любимый жанр, авторов, интересы, чтобы знать, от чего отталкиваться. И реагировать по ситуации – с кем-то обсудить то, что ему интересно, а перед кем-то просто положить книгу и не трогать. 

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей