Интервью с создателем краудфандинговой платформы «Сбор-ник», Вадимом Нестеровым

Сегодня в эфире Вадим Нестеров: журналист, историк, автор научно-популярных книг и создатель «Сбор-ника».

Работал в изданиях «Газета.ру», «КоммерсантЪ», «Огонек» и др., специализировался на культурной журналистике, прежде всего – окололитературной. Активный деятель рунета, один из создателей литературного онлайн-конкурса «Рваная грелка», много лет был бессменным координатором конкурса. Интерес к проблеме «как Сеть изменяет книжный мир» привел его сначала к экспериментам с собственными книгами, а затем вылился в запуск нового сетевого литературного проекта под названием «Сбор-ник».

1) Что вас сподвигло на создание «Сбор-ника»?

Мы живем во времена информационной революции. Она глобально перекроила мир, в том числе и устоявшуюся за много веков систему производства книг и донесения их до читателя. Даже не то что перекроила – загнала в глубочайший кризис; тупик, выход из которого плохо просматривается. Я сейчас не буду повторять все аргументы, которыми обмениваются в «пиратских/копирайтных» холиварах авторы и читатели. Хочу только заметить, что помимо бесчисленных «а вы – ворье!» и «а вы – жлобье!» там есть два суждения, которые трудно оспорить.

Очень трудно возразить читателям, которые честно заявляют примерно следующее: «Да, мы берем ваши книги бесплатно. Но это абсолютно естественное человеческое поведение. Человек – существо разумное, он всегда стремится минимизировать свои расходы – вплоть до бесплатности. Из двух сопоставимых по качеству товаров он выберет тот, который дешевле; между дешевым и бесплатным выберет бесплатное. По-другому не бывает, все остальное – насилие над базовыми характеристиками человеческой натуры, которая рано или поздно вернется к естественному для себя порядку вещей».

И это правда.

Но есть неубиваемый аргумент и у авторов. Они говорят: «Хорошо. Вы пользуетесь нашими книгами бесплатно, потому что можете это сделать, а мы не можем вам противодействовать. Вы победили. Но эта победа – пиррова. По одной простой причине – во-первых, писать интересные другим тексты может не каждый. Таких людей немного, и в ваших же интересах, чтобы каждый, кто это может делать, занимался именно этим. Но подавляющее большинство потенциальных авторов этим заниматься не будет. Потому что написание интересного другим текста требует не только таланта, но и определенных усилий. Проще говоря – это работа. И чтобы делать эту работу, у человека должна быть мотивация этим заниматься – в том числе и финансовая. Если же работу не оплачивать, люди ее делать не будет. Это, извините, то же самое естественное человеческое поведение, базовое свойство людской натуры. По-другому не бывает, все остальное – насилие над базовыми характеристиками человеческой натуры, которая рано или поздно вернется к естественному для себя порядку вещей».

И это тоже правда.

В итоге мы имеем патовую ситуацию. И ее последствия мы начинаем пожинать уже сейчас. Знаете, о чем я больше всего жалею в той ситуации, в которой сегодня оказалось наше книгоиздание? О ненаписанных книгах. Я, в силу своей прежней профессии литературного обозревателя, прекрасно знаю, сколько хороших книг вы никогда не прочтете. Не потому что «власти скрывают», а потому что их просто нет. Их начали писать – настоящие, талантливые авторы — но потом бросили. И они так и болтаются у них на компьютерах – только начатые, написанные наполовину, почти законченные… Я лично знаю как минимум три отличные книги, которые не будут дописаны никогда. Просто потому, что дописывать их незачем.

«Сбор-ник» – это и есть попытка предложить поиграть по правилам, которые позволят если и не выйти из тупика, то хотя бы дописать эти книги. Рецепт излагать не буду, это долгий разговор, желающие могут почитать у нас на сайте текст, который мы нахально обозвали «Манифестом».

2) Несколько слов «Сбор-нике»: когда на нем был запущен первый проект, сколько авторов (хотя бы примерно) уже запустили свои проекты на платформе, какой процент из них оказался удачным?

Если подходить к вопросу формально, то «Сбор-ник» – это краудфандинговая платформа, специализирующаяся исключительно на книгах; место, где автор может получить свой гонорар напрямую от читателей. Это довольно молодой проект, он появился на свет 6 марта 2015 г., то есть, ему нет и полугода. Самое забавное – что родился «Сбор-ник» преждевременно, он у нас «недоношенный». Смешная была история.

Сайт еще только готовился к запуску, и я предложил нескольким знакомым авторам завести там сборы под свои книги: так мы собирались протестировать «юзабилити» авторской страницы, сможет ли он сам во всем разобраться, или надо что-то менять. А поутру один из этих авторов строго так у меня интересуется – что, мол, за дела такие? Я уже рекламу везде дал, а читатели на книгу пожертвовать не могут, и вообще ее не видят. И автор этот, как на беду – суровый такой воронежский мужик, владелец «УАЗика», привыкший орудовать болгаркой и монтировкой. В общем, я спорить не рискнул, функционал у сайта был в принципе готов, хотя и не оттестирован. Попросил только предупредить читателей, что они будут теми самыми кошками, на которых лучше всего тренироваться – и запустили мы «Сбор-ник». С тех пор так и едем потихоньку, достраивая машину на ходу.

Статистика совершенно не секретна. Сегодня я запустил сбор на 53-ю книгу под ласковым названием «Я – палач». Из этих 53 книг 16 сейчас еще в игре, причем одна уже собрала заявленную сумму, другая соберет почти наверняка. Из оставшихся «сыграли» 8 проектов, в целом получается, что успешными оказываются примерно 20% заявленных сборов, то есть пятая часть. По меркам краудфандинга это довольно неплохо.

3) Какая средняя сумма сбора на роман/сборник рассказов? Как вы думаете, как автору здраво оценить свои возможности и правильно заявить бюджет? Приведите, пожалуйста, два-три примера удачных проектов: что это за книги, что за авторы, почему проекты, на ваш взгляд, состоялись?

Среднее арифметическое от успешных сборов составляет 34 973 рубля. Но на деле нет никакой средней суммы. Во-первых, эта цифра постоянно меняется – у нас можно переводить деньги автору, который давно закончил кампанию по сбору средств и вывесил книгу в открытый доступ, и многие читатели этим правом пользуются – а что бы и не поддержать автора, если книга понравилась? Во-вторых и главных, заказываемая сумма зависит от множества факторов, и индивидуальна для каждого автора и каждой книги.

По моим прикидкам на успех той или иной выставленной на сбор денег книги работают три основных фактора и три дополнительных. Основные:

а) Наличие собственной многочисленной аудитории. Здесь все понятно – чем больше у твоей книги потенциальных читателей, тем больше вероятность собрать нужную сумму. Вроде бы на этом можно было и закончить, но, как ни странно, само по себе количество читателей отнюдь не гарантирует успех. Надо, чтобы были соблюдены еще два условия.

б) Возможность выхода на эту аудиторию. К примеру, у многих популярных авторов, раскрутившихся «в бумаге» здесь своего «бутылочное горло» — у них огромная аудитория, читающая их книги, но нет на нее выхода. Они просто не смогут донести до потенциальных спонсоров информацию о сборе на новую книгу, и менее тиражный автор, активно тусующийся в соцсетях, влегкую их обойдет

в) Отношения автора с аудиторией должны быть «двусторонними». Это проще объяснить на примере. Я уже говорил, что когда мы запускали «Сбор-ник», я позвал «на старт» несколько знакомых авторов. Причем попросил людей, у которых была большая аудитория в Сети – по понятным причинам. По итогу кое-что меня не то что удивило – ошарашило.

У одного из авторов была сравнительно небольшая аудитория – тысячи 3-4, но он писал умные тексты, которые вызывали долгие и многословные споры в комментариях, причем автор в этих спорах принимал активное участие. У второго только в Твиттере было порядка 17 тыс. подписчиков, и еще не одна и не три тысячи в Фейсбуке и ЖЖ. Но это были в основном шутки – у него действительно потрясающее чувство юмора, но обсуждать шутки как-то странно.

Так вот – первый собрал свои 50 тысяч легко и за две недели. Он вообще отстрелялся первым из всего «открывающего пула», хотя у него была количественно самая маленькая аудитория. Второй собирал очень долго и тяжело, и свои 30 тысяч собрал к самому концу 2-месячного срока. При этом оба автора очень талантливы, оба выставили прекрасные книги, оба в итоге собрали – но как по-разному! И всей-то разницы было – в разных отношениях с аудиторией. Первый фактически стал другом своим читателям, у второго с ними отношения были односторонние – он пишет, аудитория читает и ржет. Как в телевизоре – пассивное потребление информации без обратной связи. Угадайте, кому люди охотнее дадут деньги – другу или телевизору?

Это основные факторы. Дополнительные:

а) Потенциальная возможность привлечения новой аудитории. Например – если автор выставляет на сбор денег русскую локализацию приключений Харухи Судзумии, у него ненулевые шансы подтянуть огромную, сплоченную и кредитоспособную аудиторию «анимешников». Именно это и произошло недавно с одной книгой на «Бумстартере».

б) Качество выставленной книги. Тут все понятно. К примеру, на «Сбор-нике» недавно прошел нечаянный эксперимент – с книгой о викингах пришел автор, практически не имеющий собственной аудитории. Но книга была неплохой, автор знающий, профессиональный историк, причем активно себя продвигающий. В итоге сбор довольно долго висел с нулем, потом народ книжку распробовал, пошли какие-то деньги, и к концу второго месяца он собрал свои 10 тысяч. Хорошо, что правильно себя оценил и выставил небольшую сумму – все сошлось, пусть и в последний момент.

в) Репутация автора. Мы привыкли к утверждению: «Автор – это его тексты». Когда-то оно действительно было верным, во времена моего детства Жюль Верн и Кир Булычев были для читателей практически одинаково недостижимы и умозрительны, хотя первый умер бог знает когда, а второй был не только жив, но даже довольно молод. Но те времена давно прошли, сегодня автору необходимо постоянно взаимодействовать с читателями. И он давно уже не только писатель, но и человек; читатель наблюдает его жизнь практически в прямом эфире. И вот об этом автору забывать никак нельзя.

4) Что бы вы пожелали автору, который хочет запустить свой проект на «Сборнике»?

Всегда помнить, что краудфандинг – это не мотоцикл, а велосипед. Он сам не едет, если ты не будешь крутить педали, то просто очень больно брякнешься.

Share This:

One response

  1. Это интересно для каждого автора, ведь все же жизнь каждого из нас неразрывно связана с интернетом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *