Герой своего времени

Видеоблогинг – глобальный тренд времени, которым можно восхищаться или критиковать его, но нельзя не заметить. Книга «Дмитрий Шилов: от банкрота до миллионера» вышла два месяца назад и с тех пор занимает первую строчку в топе продаж электронных книг в магазине Ridero. Реальная история обычного жителя Красноярска, который в 2011 году оказался в долговой яме: его деловой партнер скрылся с деньгами, и Дмитрий остался должен друзьям, банкам и бандитам более 6 миллионов рублей, – заканчивается «книжным» хэппи-эндом. Сюжет, который мог бы стать криминальным романом, стал для героя книги началом новой жизни – он решил стать видеоблогером. Сегодня на канал Дмитрия Шилова на «Ютьюбе» подписано более 600 тысяч человек, а его популярные ролики набирают по несколько миллионов просмотров. Мы поговорили с ним о том, как «Ютьюб» меняет информационную среду, могут ли писатели использовать видеоблогинг для продвижения своих книг и какая цена у этой популярности.

Как появилась идея книги? 

– Автор книги – мой однокашник Алексей Екс, редактор нескольких Лиг КВН. Мы учились с ним в Красноярске, сейчас он живет в Москве. Как-то мы встретились, и он, зная историю моей жизни, предложил написать про меня книгу – есть завязка, есть развязка, есть счастливый конец. Хотя на самом деле конца у нее нет – пока моя жизнь не закончится. Алексей убедил меня, что книга будет интересна многим.

Читает ли книгу аудитория вашего канала или вы ориентировались на тех, кому может быть интересна сама история?

– Основные читатели книги – это зрители моего канала. В нескольких роликах в самом начале я сделал небольшие 30-секундные вставки с рассказом про книгу. Электронная книга в магазине Ridero продается по символической стоимости 36 рублей, печатная версия доступна за 490 рублей. Я сам тоже заказал себе печатный экземпляр.

Мне бы хотелось, чтобы эта книга помогла людям, которые попали в нелегкую жизненную ситуацию и думают, что выхода нет. На самом деле у любой ситуации, какой бы безвыходной она ни казалась, есть нестандартное решение. Возможно, для кого-то моя история станет мотивирующей и судьбоносной и поможет, как мне самому когда-то помогла книга Паоло Коэльо «Алхимик».

Вместе с автором книги вы решили перечислить гонорар от продажи книги в благотворительный фонд? В какой и почему? 

– Авторские права на книгу полностью у меня, у нас с Алексеем есть такое соглашение. Я принял решение, что весь гонорар от продажи книги на вашем сайте буду перечислять на благотворительность. Мне нравится делать добрые дела – от этого я испытываю кайф, и мне это нравится. Я недавно переехал в Калининград, я планирую тут жить и поэтому решил помочь одному из местных благотворительных фондов.

Могли бы вы дать совет тем писателям, кто хотел бы использовать «Ютьюб» для своего продвижения, но не знает, с чего начать? Может ли в принципе канал на литературную тему стать суперпопулярным? 

– В «Ютьюбе» все решает подача контента. Сама по себе какая-то литературная история не будет интересна широкой аудитории, если просто сидеть и рассказывать про книгу. Такой канал не будет пользоваться популярностью. Автору канала на любую тему нужно выходить из сумрака, показывать себя, показывать свою жизнь, выставлять ее на всеобщее обозрение, показывать и успехи, и неудачи, быть искренним, провоцировать и удивлять – тогда есть шанс.

Какой ваш ролик посмотрело больше всего человек и почему?

– Больше всего просмотров у ролика, как девушка облила себя машинным маслом за айфон. Такие истории, конечно, заходят на «Ютьюбе». Мы проводили эксперимент и предлагали на улице прохожим облить себя машинным маслом за айфон. Одна девушка согласилась, сделала это и получила айфон. У этого ролика 13 миллионов просмотров. 

В книге есть истории и об обратной стороне канала – кроме лайков, такие ролики собирают множество злых комментариев. К чему еще нужно быть готовым, решаясь на публичность и откровенность?

– Если вы думаете, что хейтеры – это что-то новое, то ошибаетесь. Каждого человека всегда обсуждают за его спиной, и не всегда хорошо – даже близкие друзья и родственники. Просто вы об этом не знаете. На «Ютьюбе» – если про вас говорят плохо, то вы это видите. Хуже, когда известность оборачивается реальными поступками против вас. Решаясь на публичность, нужно быть готовым и к такому. На меня писали заявления в прокуратуру – якобы за плохое обращение с ребенком, приходили из полиции, опрашивали ребенка, соседей, нас с женой; в отдел экономической безопасности – якобы я рекламирую финансовые пирамиды. Если узнают ваш телефон или, еще хуже, домашний адрес – могут заказывать пиццу, вызывать скорую помощь. Один раз я пригласил подписчиков на день рождения, объявил адрес, где буду праздновать, – и мне привезли целую «Газель» водки, которую я якобы обещал оплатить. Хейтерство проникает из виртуальной в личную жизнь.

Как вы лично относитесь к хейтерам?

– Мое отношение к этому – пусть говорят. Собака лает, караван идет. Люди в общей массе не будут думать про вас все время, напишут ерунду и забудут. У меня есть таким людям только одно пожелание: сначала наведите порядок в своей «квартире», а потом уже осуждайте чужие грязные «квартиры». Если каждый будет наводить порядок в своей «квартире» – то у нас не будет грязных «квартир». И все будут счастливы.

Как видеоблогинг меняет и уже изменил информационную среду? Какие еще изменения нас ждут, на ваш взгляд? Можете назвать главный тренд «Ютьюба» этого года?

– Информационную среду меняют технологии, думаю, что скоро даже корреспонденты федеральных каналов будут снимать себя на селфи-палку с микрофоном, тут же монтировать все на телефоне и отправлять в студию. Стать видеоблогером очень просто. 

Видеохостинги, такие, как «Ютьюб», позволяют, с одной стороны, показывать разные точки зрения, бОльшую информационную свободу. Но с другой стороны, иногда ты уже не понимаешь, где правда, а где ложь, потому что «Ютьюб» используют в политических и корпоративных интересах, в целях манипуляции общественным мнением.

Главный тренд последнего времени один – это хайп: конфликты, драки, катастрофы, скандалы, пранки. Это все то, что люди будут смотреть всегда.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей