Путь к бестселлеру: интервью с книжным продюсером

Опубликовать свою книгу в сервисе Ridero может любой автор. У нас совсем нет редакционной политики. Но такой принцип работы на книжном рынке – скорее исключение из правил. Совсем по-другому действуют книжные продюсеры, чья задача – разглядеть из тысяч произведений настоящий бриллиант и превратить его в хит продаж. 

О секретах профессии литературного продюсера мы поговорили со Светланой Ероховой, за плечами которой более 350 книг. Только в 2019 году при ее участии вышло три бестселлера.

Rideró: Расскажите как складывалась ваша карьера в издательском деле (от профильного образования до самостоятельного плавания), почему вы решили стать книжным продюсером?

Светлана Ерохова: Моя карьера развивалась классически: я окончила университет по специальности «Издательское дело и редактирование» с красным дипломом. В нем так и написано: «Специалист книжного дела». Наш набор был экспериментальным, самым первым в области издания литературы и печатных СМИ, нас обучали самые передовые преподаватели. Например, диплом я писала с практикующим главным редактором крупнейшего журнала по недвижимости в городе. Сразу же после университета я попала на работу в издательство «Питер» в экономическую редакцию. Мне повезло с руководителем и командой, я была единственная девушка и постоянно вдохновляла своих коллег-мужчин на неординарные и яркие проекты. Вместе мы создали много бестселлеров и книжных серий. Я была счастлива набираться опыта и экспериментировать с жанрами, дизайном, языковой подачей текстов. Деловая литература тогда только зарождалась в России, как раз на свет появилось издательство МИФ – наш главный амбициозный конкурент.

Пришло время, когда я решила сменить вектор развития и ушла в экономический журнал главным редактором. Но спустя какое-то время поняла, что это не мое. Начался период долгих поисков себя и предназначения, было тяжело, но мне повезло встретить прекрасную Лену Резанову, которая расставляет приоритеты в голове относительно дела жизни, проект Life is now. Именно она подтолкнула меня к важному шагу – заявить о своей сильной профессиональной компетенции в издании книг. Сказала: напиши пост о том, что ты помогаешь авторам опубликовать свое произведение, помоги их мечтам стать реальностью. 

И я спросила свою аудиторию в Facebook: я умею – вам нужно? Посыпался шквал вопросов и просьб поработать вместе. Таким образом, проект за проектом, автор за автором, я стала независимым книжным продюсером, который работает со всеми федеральными издательствами и самиздатом. Сегодня за моими плечами более 350 книг, а в 2019 году вышли три бестселлера: Дарья Манелова «Как заработать в Instagram» (Альпина Паблишер), Павел Тимец «Парк развлекательного периода. Центр развлечений от проекта до счастливого гостя» (самиздат), Андрей Ващенко «Человек, управляющий людьми. Как быть руководителем в России и не потерять власть» (издательство «Феникс»).

R: Как строится ваша работа с авторами? На чем зарабатывает книжный продюсер в России?

С.Е.: В основном меня «передают» по сарафанному радио, из рук в руки. Авторы, довольные работой со мной и моей командой, смело пишут отзывы и рекомендуют другим начинающим писателям. Общение с автором я начинаю с вопроса: есть ли у вас текст? Или только идея? Каковы ваши планы и амбиции по поводу книги? Если есть текст – высылают мне, и я сразу могу оценить, что за автор, каково его будущее и станет ли книга интересной рынку и издателю. Далее мы встречаемся, общаемся, понимаем стратегию развития книжного проекта, планы на будущее и есть ли вообще время и силы у автора заниматься книгой (писать текст, ждать ответов от издателей, продвигать книгу). Ведь это огромный труд, и миллионы не падают с неба. Как правило, при нормальной скорости, на хорошую книгу уходит минимум год – от первой строки до печатного экземпляра в руках. Подчеркну, что не занимаюсь книжками-однодневками, которые написаны за выходные. Чтобы попасть ко мне на продюсирование, нужно пройти настоящий отбор. Кстати, я специализируюсь только на бизнес-литературе и на нон-фикшн. Если приходят запросы относительно детских изданий, художки или фантастики – беру неоспоримые бестселлеры, но чаще отдаю коллегам.

Что касается заработка, то здесь все согласно договоренностям с автором. Кто-то берет процент с продажи экземпляра, я же практикую оплату за проект: производство книги отдельно, pr-кампания – отдельно. И неважно, сколько это займет по времени, т.к. книжный рынок непредсказуем. Издатели очень любят затягивать сроки. 

R.: Что Вы думаете про секреты бестселлера, есть ли они? Без чего книга не сможет быть популярной?

С.Е.: Есть отличная книга «Код бестселлера» Джоди Арчера и Мэтью Джокерса, но в ней в основном про написание удачного текста. Мой опыт подсказывает, что в первую очередь важна активность самого автора. Не получится свесить ножки на продюсера и почивать на лаврах. Не получится, чтобы за автора написали текст, он так или иначе участвует во всех процессах. Во-вторых, нужно иметь бюджет на хороших редакторов, верстальщика, дизайнера, иллюстратора, smm-команду. Без маркетинга и отличного контента, правильно упакованного, книга не взлетит. Третье – вера в себя, полное доверие продюсеру, терпение, удача, позитив. Вот, пожалуй, главные составляющие бестселлера. 

R.: Расскажите про успешные кейсы Ваших авторов, что Вы делали, чтобы привлечь внимание читателей?

С.Е.: Каждый проект уникален – у меня есть масса историй, и дня не хватит, чтобы все рассказать. Приведу в пример книгу Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи», которую мы выпустили в 2012 году. Восьмой год она держится в рейтинге бестселлеров! Почему?

  • Уникальный и текст со множеством практических заданий и понятным объяснением, как устроен наш голос, как развивать речевой аппарат и т.д. Мы обогнали даже Радислава Гандапаса.  
  • Доступная цена. Во все времена книга стоила не дороже 500 р. Мы делали это осознанно – в мягком переплете, но на хорошей бумаге. 
  • Дизайн, который ассоциируется с успешностью: черный и золотой цвета.
  • Постоянная поддержка книги автором. Евгения управляет своей школой голоса TOPVOX в Петербурге, у каждого ученика есть эта книга. Всего Евгения написала 4 книги. 

Книга Павла Тимца «Парк развлекательного периода» – феномен в индустрии развлечений. За 20 лет это единственное издание, наполненное практикой от первой до последней страницы со скачиваемыми материалами, таблицами, чек-листами. Мы готовили проект к профессиональной выставке РАППА в Москве, где в одном месте собрались все руководители развлекательных центров из России и зарубежья. Сделали яркий стенд в стиле иллюстраций из книги, напечатали закладки-стикеры с советами от автора. Презентовали книгу перед коллегами. В итоге за 2 дня продали 300 экземпляров, книги разлетались как горячие пирожки. Теперь собираем отзывы, публикуем, продвигаем проект в издательства. 

Совсем свежий проект – книга Андрея Ващенко «Человек, управляющий людьми» про начальников и руководителей. Сам автор – просто ракета, очень харизматичный. Его Facebook пестрит яркими постами на злобу дня. Как только книга попала в руки автору – он каждый день, и не по одному разу, пишет о том, кто книгу купил, благодарит каждого читателя, выкладывает их фотографии с книгой. Отправляясь в командировку, объявляет в каком городе он будет, кому захватить экземпляр. Делает лотереи по чекам. Вовлекает задавать вопросы. 

Ему действительно небезразлична читательская аудитория. И он делает это искренне, от души. Что уж говорить про текст и обложку. Мы сменили несколько дизайнеров, пока не пришли к идеалу. Внутри книги – 20-летний опыт настоящего начальника, рассказывающего, как не выгорать на работе, как не растерять творческое начало, как балансировать между работой и семьей, как удерживать авторитет в коллективе. Ждем первой квартальной статистики продаж, но я уже вижу бурную реакцию читателей и волну интереса к этому автору. 

R.: Вы работаете с нонфикшн и бизнес-литературой. Что вы думаете о необходимости книги для развития личного бренда: когда это принесет пользу автору, а когда нет?

С. Е.: Считаю, что каждому руководителю компании, созревшему для того чтобы искренне делиться опытом, нужна своя книга. Не потому что это модно, а потому что в России очень мало практиков. «Если успешен – молчи, деньги любят тишину». Так нас учили. Но сегодня невозможно развиваться, если слепо следовать западной парадигме и читать только зарубежных авторов. Люди жадно ищут российской практики.
Сегодня читателям нужны настоящие истории и честные герои, «свои» люди, которые будут мотивировать и помогать развиваться другим. 

Работая с бизнес-литературой больше 10 лет, с уверенностью утверждаю, что книга автоматически повышает авторитет специалиста в глазах коллег и в своей нише, позволяет ему поднимать цены на услуги (их будут покупать даже активнее), развивает и укрепляет личный бренд. И, следовательно, растет благосостояние человека. 

Не стану пропагандировать, что книга нужна абсолютно всем, это не так. Некоторым вовсе не нужно становиться писателями, пускай лучше поют или танцуют, занимаются спортом. Через мои руки проходят десятки авторов каждый день, но в свет выходят единицы: трудолюбивые, уверенные в себе, настоящие профессионалы, готовые меняться и слышать своего наставника. Рада, что моя миссия реализуется: Пускай красивых, полезных и интересных книг в России станет больше! 

Share This:

С этим читают

Как подготовить книгу, чтобы она понравилась самым искушенным читателям? Можно ли справиться своими силами или нужна помощь? Ксения Ложкина – профессиональный помощник Rideró. Она знает о процессе подготовки книг все. ... Читать далее

Книги авторов Ridero, несмотря на карантин, по-прежнему продаются в любимом москвичами книжном «Москва» на Тверской.  ... Читать далее

Худрук театра «Мел», актер, режиссер и сценарист Иван Лырчиков издал на Ridero сказку о любви. Поговорили с ним, как автору помогают актерские привычки ... Читать далее

Поговорим о том, почему зарубежные романы пользуются большим успехом у русского читателя, особенно у читателя молодого. Обсудим, как жанр yound adult зависит от актуальной современной тематики.  ... Читать далее

Показать больше записей