Когда родители показывают профессионалам то, что написал ребенок, то часто расстраиваются. Ведь профессионалы обычно говорят: вот это слабенько, это серенько, это как-то так себе… Так вот! Писать ерунду в этом возрасте совершенно нормально. Точно так же, когда ребенок учится кататься на велосипеде и с этого велосипеда падает, когда он учится писать, он неизбежно пишет «какую-то ерунду».
Нет ничего ужасного в том, что ребенок не сразу создает литературные шедевры во время своей учебы. При этом учиться творческому мастерству не помешает даже самым одаренным людям. Ведь за талантом всегда стоит больше количество труда. Чтобы человек стал состоявшимся писателем, ему необходимо получить и переработать свой жизненный опыт и культурный опыт человечества.
Великие писатели всегда дают начинающим один и тот же совет: постарайтесь набить руку, наблюдайте, накапливайте собственный опыт. Читайте как можно больше и старайтесь подмечать, что вам нравится у других писателей и почему.
Проблема 1. Дети берут плохие примеры или пишут штампами.
Любое детское творчество до поры до времени совершенно гениально. Это та самая чудесная натуральная простота, которая свойственна и детскому творчеству, и наивному творчеству самодеятельных художников. Годам к шести ребенок обычно теряет свою первобытную наивность и овладевает человеческим опытом. В этом возрасте дети часто подражают взрослым. Эта подражательность отражается и на детском творчестве.
Дети подражают тому, из чего состоит их круг чтения, их кругозор. В результате мы часто видим подражание третьеразрядным любовным романам, каким-то мусорным книжкам, в лучшем случае – фанфикам или официально-деловому стилю «в первых своих строках мне бы хотелось отметить, далее я бы хотел перейти к вопросу». Просто потому что детям кажется, что это очень по-взрослому.
Что делать: запомнить, что полный набор штампов из любого жанра – это непременная составляющая детского творчества. Дети всегда проходят через освоение чужого опыта, в это время ребенок ищет свой голос, экспериментирует во всем. Это нормально. И если взрослый чем-то и может помочь ребенку, то это расширить его кругозор, чтобы в него входило что-то настоящее, живое, ценное, а не третий сорт. Важно, чтобы ребенок выбирал хорошие образцы, а для этого они должны быть в зоне его внимания.
Нужно научить ребенка понимать, что штампы – это тоже хорошо. Они экономят наше время, помогают быстро донести сложную мысль, вести деловую переписку. Но когда мы пользуемся штампами в художественном тексте, это производит чудовищное впечатление. И чем быстрее ребенок научится распознавать то, что кто-то когда-то уже сделал и сейчас это уже стало плохим тоном, тем лучше для него самого.
Проблема 2. Ребенку кажется, что то, что он написал, уже само по себе достаточно прекрасно.
Многие дети думают, что творчество – это порхать и придумывать. А когда оказывается, что уже все придумано: герои, сюжет, мир – и теперь надо сесть это записать, многие сходят с дистанции. Оказывается, что требуется еще и потрудиться.
Что делать: объяснить, что написанное надо перечитывать и исправлять. Что когда текст написан в первый раз, работа над ним только начинается. Чем раньше ребенок поймет, что орфография и пунктуация нужны, чтобы читатель смог прочитать то ценное, что пытается донести до него автор, а не просто ерунда, которой его напрасно грузят в школе, тем ему будет легче.
Проблема 3. Ребенок боится критики.
Часто дети боятся выступать публично, читать свои рассказы и т. д. Им кажется, что сейчас все будут оценивать их самих: их личность, творческие способности. Но на самом деле это не так. Оценивают доклад: интересно или нет, приятно или неприятно, с удовольствием или без я прочитал этот текст.
Что делать: доброжелательно обсуждать с ребенком его тексты. Всегда можно найти, за что похвалить, дать какую-то конструктивную критику из разряда «а вот если сделать так, то будет лучше, потому что…» Здесь важен смысл творчества, его цель. То есть с ними надо очень серьезно разговаривать о том, зачем люди читают книги, что читатель получит от текста, что важного узнает, какие эмоции испытает во время чтения. Объясните ребенку, что на самом деле важно то, что ты несешь другому человеку. То, что ты пытаешься дать другим людям. Если у тебя пока нечего отдать другим людям, сиди и учись.
Проблема 4. Ребенку очень хочется писать, но он не знает про что.
На курсах для взрослых часто предлагают творческие упражнения, типа когда ты утром садишься и пишешь три страницы, неважно про что. Очень часто именно эти три страницы мы получаем на детские литературные конкурсы. Бесконечные, чрезвычайно подробные и занудные описания: мое утро, моя дорога в школу, мой вечер, как мы ехали в метро, о чем я думала, когда ехала в метро. Этот поток сознания – хорошее упражнение, но вопрос в том – надо ли его публиковать?
Когда человек учится рисовать, он делает миллионы набросков в день, но не пытается издавать их все. С литературным творчеством ситуация складывается иначе. Многим кажется, что любой текст непременно подлежит публикации. Это не так, но это не значит, что эти упражнения не надо делать. Непременно надо тренироваться, надо набивать руку, как и при рисовании.
Что делать: расскажите ребенку, что все писатели ведут записные книжки, куда записывают какие-то свои рабочие штуки, начала рассказов, наброски, героев, которые, может быть, никогда не будут опубликованы. Это помогает им в работе.
Проблема 5. Дети придумывают героев, но не знают, что с ними делать, не могут придумать сюжет.
У многих детей подробно разработаны персонажи, детально описаны фантастические миры, но что с этим делать, они понятия не имеют. Другой вариант, когда дети берутся писать о тех сферах жизни, в которых они просто ничего не понимают, и, к сожалению, получают провал. Да, в 12 лет можно написать любовный роман, если ты пережил какое-то увлечение. Если этот роман будет о любви двенадцатилетних – это прекрасно. Но если он будет о любви тридцатилетней красавицы-модели и сорокалетнего олигарха, то герои, скорее всего, будут вести себя как двенадцатилетние дети, и это будет очень смешно. Или они будут вести себя как герои какой-нибудь журнальной прозы или случайной книжки, которая попалась ребенку где-нибудь в дачном туалете.
Что делать: обсуждайте с ребенком, почему люди так сделали, что стало причиной тех или иных поступков, что за ними стоит. Иногда нужно понаблюдать за тем, как люди себя ведут. Например, можно поиграть в Шерлока Холмса по пути на дачу: о чем, по-твоему, думает вот тот человек, а о чем этот, о чем нам говорит одежда или выражение лица? То есть нужно тренировать наблюдательность, понимание психологических мотивов.
Проблема 6. Дети думают, что в книге непременно должна быть мораль.
Что, если эта мораль не написана большими буквами на плакате, то весь текст написан совершенно зря. Эта проблема воспитана школой. Именно там детей научили рассказывать душещипательные истории про то, как один друг спас другого друга, или про то, что надо охранять природу – мать нашу.
Что делать: объяснять, что дидактичность не всегда главное достоинство литературного творчества, что не надо брать за идеал поучающие рассказы из учебника за третий класс. Наша задача – обеспечить детям хорошие образцы.
Проблема 7. Дети начинают читать и писать только фанфики.
Не стоит этого бояться. Я знаю взрослых писателей, которые начинали свою творческую карьеру с написания того, что в наше время назвали бы фанфиками. Способность увлекаться чьим-то художественным миром – это хорошая способность. Далеко не всегда это значит, что ребенок абсолютно потерян для творчества. Может быть, ему просто хочется обжить получше этот художественный мир. А когда этот мир будет обжит, он из него уйдет. Но творить в рамках этого мира, когда ты им так увлечен, – совершенно прекрасно.
Что делать: объяснить границу между своим и чужим творчеством, воспитать в нем оригинальность мышления. Ведь чем действительно хороши хорошие детские тексты – это неутерянной детской непосредственностью взгляда, умением увидеть мир с такой стороны, с которой его еще никто не видел.
Прежде всего очень помогает хороший школьный учитель литературы. Что делать, если его нет? Есть очень хорошие филологи, которые предлагают онлайн-курсы: Андрей Десницкий, Ася Штейн, Екатерина Скульская, Алексей Минаровский. Есть детские литературные кружки и студии. Например, при Доме творчества «Пресня» есть в Музее Серебряного века курс, который ведут Дарья Дацюк и Юлия Кузнецова. Есть детский поэт Наталья Волкова, которая с детьми и английским занимается, и спектакли ставит, и книги читает.
Детям постарше обязательно рекомендую читать и учиться у портала «Арзамас».
Статья написана на основе вебинара Ирины Лукьяновой, писателя, преподавателя русского языка, автора литературных курсов для подростков Creative Writing School.
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее