Писательница Жанна Пояркова, финалист премии «Дебют» и победитель конкурса нестандартного фэнтези «Вторая стрела», написала очень аргументированную статью о том, почему сотрудничает с сервисом Rideró, несмотря на то, что ее книги издаются в «АСТе», «Эксмо» и «Армаде».
Самиздат становится все более популярным, но технологии меняются быстро, а вот стереотипы в голове – медленно. Многие авторы считают, что издаваться самим страшно и унизительно, даже если на это не тратишь ни копейки, и расцвет инди-авторов на Amazon их не убеждает.
Профессионалы издательства действительно помогают книгам найти аудиторию, приводят романы в порядок качественной редактурой, берут на себя все расходы, связанные с обложкой и версткой, а также – в идеале – осуществляют критический отбор, предлагая читателям хорошие книги. Также никакой сервис самиздата не предложит бесплатное размещение книги в офлайн-магазинах, сомнительно и получение каких-либо серьезных премий книгами, изданными в сети. Но ведь и не всех это интересует.
Я издавала свои книги четыре раза в разных крупных издательствах – «Эксмо», «Асте», «Армаде». В каждом из них работают знатоки своего дела. И все же есть случаи, когда на Rideró можно сделать то, чего издательства никогда не предложат автору не из топа продаж:
Возможность переиздания книг
Я удивлена, что писатели-«старики» так мало об этом задумываются. Для обычного автора жизненный цикл книги выглядит так: продаются права на 4-5 лет, книга активно продается в течение 2-х лет, постепенно заканчивается ее тираж, и больше она никогда не переиздается. Это значит, что работу горячо любимого вами нишевого писателя нельзя купить, отдав ему деньги, – она просто уходит из магазинов, в том числе электронных (на продажу электронной версии тоже есть срок прав).
Издательства – это, в первую очередь, крупный бизнес, поэтому подавляющее большинство книг – и хороших, и плохих – проходит описанный мной путь и пропадает в блаженном ничто. Меня порой спрашивают, где купить мои ранние книги, но ответ очень простой – нигде. В результате люди находят их в пиратских библиотеках, где литературы в избытке.
На Rideró автор вполне может переиздавать произведения с любым оформлением и тут же продавать их в онлайн-магазинах. Читатель получает нужную книжку, автор радуется и зарабатывает себе на мороженое. Проблему низких доходов писателя в России это не решает, но зато с избытком решает проблему доступности книг – они снова появляются в продаже, их легитимно можно купить. На Rideró есть, например, переиздание «Армады» Бояшова и импринт Крусанова. Илья Бояшов – финалист «Большой книги» и «Русского Букера», лауреат «Нацбеста», но даже такие громкие титулы не избавили его книгу от описанного мной жизненного цикла. На Rideró же эти отличные работы получают новую жизнь.
Возможность публиковать все, что угодно
Существуют жанры и типы книг, которые трудно издать. Мне кажется, у каждого писателя в заначке есть наработки романа или даже готовый текст, который объективно «не вмещается» в то, что издатель готов с ходу напечатать. И я не говорю о недоработанных или банально плохих текстах – речь о хороших работах, которые не попадают в формат.
Авторы пишут необычные романы, находящиеся между жанров, которые сложно однозначно определить, а значит – продать широкой аудитории. Есть и просто сложные, изобретательные книги, которые могут понравиться специалистам, включая редактора, но при этом он не возьмется их публиковать, так как видит, что продать большим тиражом не выйдет. Есть проблемы и у раскрученных писателей-звезд – часто аудитория буквально шантажирует их писать вещи, похожие на предыдущие, а на что-то новое, неожиданное выплескивает свой гнев, из-за чего такие романы лежат в столе или выходят под псевдонимами.
Некоторые темы издательства могут счесть опасными и отказаться от них, чтобы не получить лишних проблем, и тогда писателю приходится искать другие способы добраться до людей. Также народ сейчас хочет романов, крупных серий, поэтому не любят издатели и сборники рассказов, хотя те находят своих фэнов (из последнего достаточно вспомнить рассказы Натальи Мещаниновой или замечательный сборник Анны Старобинец). Про стихи или экспериментальные проекты я уж и не говорю, их шансы быть изданными привычным путем равны нулю.
Мне сборники рассказов напоминают концептуальные альбомы музыкантов, в которых автор не только может насладиться творческой свободой переключения между мирами и темами, но и собрать из осколков мозаики более сложную картину, создать нужное настроение. Я фанат сборников рассказов Рассела, Боулза, Джо Хилла и Игана, поэтому когда мне захотелось опубликовать «Демона пустоты», я пришла в Rideró.
Полный контроль над обложкой и оформлением
Топовые авторы издательства могут влиять на оформление книги и серьезно работают над ними. Всем остальным остается только смириться с предложенным издательством вариантом.
Иногда писатели-новички, столкнувшись с обложкой своего романа уже в магазине, начинают носиться и рвать волосы, ведь они представляли в своих мечтах совершенно иное. Изрядное количество писателей издается в сериях, где уже существует сложившееся оформление, свой стиль книг, так что разгуляться не выйдет, даже если авторитет в издательстве есть. Иное дело самиздат: для знающих, чего они хотят, авторов со своим дизайнером или художником это возможность наконец-то реализовать свой проект и сделать книгу такой, как хочется.
Разумеется, это требует отдельной работы, знаний и финансовых трат, но такова плата за самостоятельность. Выглянув из-под крыла издательства, ты сам становишься мини-издателем, пусть и одной конкретной книги, поэтому поработать придется больше. Кого-то это пугает. Меня, например, заводит. Я занимаюсь этим и для традиционно изданных книг – вот мой художественный проект для книги «Отступник». Как руководителю проектов мне всегда хотелось хотя бы раз самостоятельно проделать этап, который обычно вынесен на издательство, получить свой опыт и лучше разобраться во всех сторонах процесса. И в этом вопросе инициативный автор найдет на Rideró удивительную свободу.
Контроль срока выхода книги
Выход книг в издательствах определяется планом издательства, а не желаниями авторов. Даже интересные, оригинальные книги не всегда можно выпустить сразу – порой они лежат в издательств, ожидая подходящей серии. Могу привести пример из своего опыта: мой киберпанк «Фрагментация памяти» очень понравился редактору, но полтора года ждал своего часа сначала в «Снежном коме», потому что спрос на киберпанк тогда был невелик, а затем столько же в «Эксмо», ожидая подходящей серии и нужного времени. Я была очень довольна итоговым результатом, но все ли готовы столько ждать? Другой человек за такое время мог бы разочароваться и завязать с писательством, не дождавшись награды.
На Rideró автор сам себе босс. Он никого ждет и ни от кого не зависит. Только он сам определяет сроки выхода книги, он сам может свободно планировать продвижение и наслаждаться книгой на полках электронных магазинов тогда, когда себе это наметил.
Распространение через крупные онлайн-магазины
У меня, как и у всех издающихся авторов, при слова «самиздат» в голове возникала такая картина: нелепый и презираемый автор самиздата бегает с отпечатанными книжечками и пытается их кому-то всучить около метро, чтобы расчистить дом от книжных завалов. Он с надеждой посматривает на прохожих и умоляет друзей купить по экземпляру. Видимо, такая же картина в голове у ряда гордых авторов, получающих литературные премии, но годами (годами!) ждущими, пока их издадут.
А ведь времена изменились. Сейчас продажа онлайн для авторов самиздата ничем не отличается от продажи книг крупнейших издательств. На «Лабиринт» книга не попадет, но на Ozon, Амазон, «ЛитРес» и в подписку Bookmate (включен в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) – пожалуйста. Теперь все зависит от того, насколько автор книги готов заниматься маркетингом. Зарубежные авторы самиздата, например, делают на Amazon мини-издательства и запускают серии в разных жанрах, работая сами себе издателями.
Если вы ожидаете, что выход книги гарантирует вам звонкий дождь из монет, у меня для вас плохие новости – сперва для этого нужно потрудиться и создать свое комьюнити. Но канал распространения открыт, любую книгу можно выпустить в мир.
Статистика продаж книги
Если вы никогда не издавались, то этот пункт может вас поразить. После того, как книга поступила в продажу, обыкновенный опубликовавшийся автор очень долго не знает, как продается его книга. Дело в том, что отчеты о продажах в офлайн, а не онлайн-магазинах приходят в издательство далеко не сразу, а полная статистика продаж доступна автору где-то через год. И даже когда он ее получает, довольный цифрами и осознающий, что ничем не рисковал (аванс-то ему давно заплатили!), у него остается много вопросов. Кто покупает книгу? Где она хорошо расходится, а где – так себе? Какие каналы продаж выгоднее? Был ли эффект от рекламы у блогера Х или это трата времени?
Сейчас издательство «Эксмо» обещает авторам электронный кабинет со статистикой по книге, и это огромный шаг вперед. Но пока самиздат в плане контроля над продажами полностью уделывает издательства. Вы можете возразить, что издательства зато лучше продают книги. Спорить не буду. Но это касается далеко не всех типов книг и далеко не всех авторов – см. пункт 2.
Контроль над доходами
На этом пункте можно сломать много копий, но факт остается фактом – на Rideró автор получает с одного экземпляра книги больше денег (25%), чем в издательстве (8-10% с себестоимости книги, она мала). Другой вопрос, что самостоятельно продать 5000 книг и более, за которые в издательстве дадут аванс, под силу далеко не каждому. Еще автор должен вложиться в оформление и редактуру, а окупить это будет трудно.
В издательстве или нет, выручка за книги скромна: львиную долю денег с маленькой книжки забирает себе государство (НДС в 20%, выплаты в пенсионный фонд 13% и пр.), деньги нужно заплатить платформе распространения (Rideró, Ozon, Amazon и др.), на книгу сразу же накидывается изрядная наценка магазинов, так что автору приходится разрываться между желанием заработать хоть что-то с книги – и выставить высокую цену, либо получить исчезающе скромный гонорар, но доставить книгу до читателя. Но это уже вопрос бизнеса, целей печати (они могут быть разными) и общего опыта автора.
Если у вас нет своего комьюнити читателей, готовых купить книгу, а в маркетинге книг вы полный ноль да и человек необщительный, самиздат вам вряд ли поможет подзаработать.
Может случиться чудо – и ваш роман всех покорит, но скорее всего, продадите вы немного. В таком случае гарантированный аванс и сервис от издательства – это ваш выбор. Но для многих начинающих авторов заработок не самоцель, им важно донести до мира свои идеи в оптимальном виде. Другие авторы очень активны, у них есть свой фандом, жаждущий книг, но что более важно – они готовы последовательно рекламировать свою работу. Для таких Rideró – хороший вариант.
Идеальных способов издать книгу не существует. Какие модели печати и распространения вы хотите использовать, выбирать только вам. Мне кажется, что для разных задач и разных книг удобно использовать разные инструменты, и Rideró – один из лучших инструментов для самостоятельного издания. Эта платформа дает автору то, чего он прежде не имел, – свободу выбора.
Об авторе:
Жанна Пояркова. Финалист премии «Дебют» в номинации «Современная проза» с книгой «Кодекс» об арт-группе «Война». Победитель конкурса нестандартного фэнтези «Астрель-СПБ» «Вторая стрела» с дебютным романом «Дети лезвия». Издавалась в «АСТе», «Эксмо» и «Армаде». Ведущая подкаста Heresy Hub – о ярких, подрывных идеях в научпопе и фантастике. Сборник «Демон пустоты» на Rideró.
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее