Первая премия «Лицей» в номинации «Проза»

34788662_10211803080935679_3024916295154925568_o

Второй год подряд Константин Куприянов из Сан-Диего попадает со своими книгами в короткий список премии «Лицей» и в этом году получил за роман «Желание исчезнуть» первую премию. Всего оргкомитет рассматривал произведения более 3000 молодых писателей и поэтов, и говорят, что выбрать было действительно непросто. Мы поговорили с Константином о премии, жизни в Сан-Диего, бета-ридерах и книгах.

Ridero: Что означает для вас премия «Лицей»? Есть ли у вас особые планы, как ей распорядиться?

Константин Куприянов: Премия «Лицей» – это шанс. В первую очередь говорю про литературную составляющую. Шанс приобрести читателей, внимание и комментарий профессионального сообщества. Денежное вознаграждение – приятная неожиданность. Часть денег я вложу в благотворительность, часть использую для своих нужд и нужд моей семьи.

R.: В прошлом году ваша другая книга «Новая реальность» тоже вошла в короткий список «Лицея». Помогло ли вам это в чем-то?

К. К.: Помогло разозлиться, когда я не выиграл в первый раз, и дописать «Желание исчезнуть» до романа, который все-таки выиграл в 2018 году) А если серьезно, внимания к прошлогоднему шорт-листу практически не было. Мне повезло, что «Новая реальность» была также опубликована в журнале «Знамя» и удостоилась премии журнала по итогам 2017 года, – это помогло ей получить хотя бы минимальное количество читательского внимания.

R.: И «Новая реальность», и «Желание исчезнуть» косвенно затрагивают тему войны. Почему вам интересна эта тема и как появились сюжеты для этих книг?

К. К.: Почему мне эта тема интересна, я точно не знаю. Я люблю исследовать зло – оно меня привлекает, в том числе потому, что это тема, в которую большинству страшно заглядывать. Значит, практически любое исследование на эту тему является потенциально интересным для читателей. Война – одно из его самых панорамных выражений, в которых можно увидеть отсветы других интереснейших тем: любви, дружбы, предательства, смерти – почти все, что невозможно до конца осмыслить без творческого преломления. Что касается сюжетов, они появляются спонтанно и развиваются по ходу работы. Не думаю, что есть универсальный источник, – каждая сюжетная линия и характер имеют свою историю, не все из этих историй я сам помню.

R.: Писать в Сан-Диего вам проще, чем в Москве, и почему?

К. К.: Я заметил, что последние несколько произведений, которые мне удавалось написать, я начинал в путешествии. Может быть, это совпадение. А может быть, смена обстановки – эффективное подспорье в работе. В любом случае переезд пошел творчеству на пользу, но тут не дело в том, откуда и куда я переехал. Значим был сам факт. Сейчас, два с половиной года спустя, у такого переезда, разумеется, проявляются и отрицательные стороны.

R.: В интервью «Году литературы» вы упоминаете, что показываете свои тексты бета-ридерам перед публикацией. Как появилась эта практика и насколько она влияет на финальную публикацию?

К. К.: Думаю, это естественный процесс для любого литератора. Чем сложнее произведение, тем труднее от него отстраниться и оценить самому свежим взглядом. Поэтому я ищу людей, готовых читать моих рукописи, чтобы помочь с оценкой свеженаписанного. Иногда из комментариев таких читателей в работу удается отобрать очень полезные рекомендации.

R.: Какая художественная книга из недавно прочитанных произвела на вас самое большое впечатление?

К. К.: Все книги, которые я решаю дочитать, обычно производят впечатление, иначе бы я их не читал. Но если говорить о потрясающих опытах чтения, то, наверное, это было пару лет назад, «Жизнь и судьба» Гроссмана. Я поздно прочитал этот роман, но он произвел на меня ошеломительное впечатление. А если говорить о хронологически последних произведениях, то я читал номер журнала «Октябрь» за июнь 2018 года. Там среди прочих был рассказ Владимира Данихова «Одним предложением». Рассказ длинный, умышленно затянутый, как мне показалось, и написанный совершенно чудовищным приемом – многостраничное повествование помещено в одно-единственное предложение. Несмотря на физическую сложность восприятия этого рассказа, он обладает привлекательной мрачной энергетикой, вводящей человека в транс, не позволяющей бросить чтение, если ты уже преодолел первый страх. Великолепный в своей уродливости текст, очаровательный, как тягучая, медленная смерть, которую автор, судя по всему, очень хорошо знает в лицо. В этом же номере есть и другие достойные тексты, включая лауреатов «Лицея-2018» Ханова и Савельева.

Фотограф Олег Дмитриев.

Share This: