Как собраться и написать, наконец, книгу?

310190938

В разговорах с авторами и потенциальными авторами Ridero мы очень часто слышим одни и те же фразы: «Вот скоро я сяду и…», «Вот скоро я возьму и…», «Вот я задумал книгу два года назад и все собираюсь…» Для писательской прокрастинации есть даже особое название: «боязнь чистого листа». Мы попросили наших коллег, известных писателей и журналистов, поделиться секретами того, как они преодолевают эту боязнь и, пусть и не без мучений, заставляют себя сесть за компьютер. Вот восемь способов собраться и написать, наконец, книгу (ну или хотя бы начать!), которые показались нам самыми многообещающими.

1. Главная проблема очень многих авторов — бесконечное планирование. Может показаться, что это прекрасно — когда план романа выстроен от начала до конца, а каждая глава расписана в деталях прежде, чем вы начинаете писать текст. Но иногда такой подход, напротив, убивает удовольствие от творчества, и, закончив планировать, автор теряет всякий интерес к будущей книге. Может быть, стоит просто сесть за чистый лист и начать писать — а дальше части плана сами начнут выстраиваться перед вами.

2. Очень многие говорят себе, что сейчас у них освободится время или возникнут какие-нибудь особенные условия — и вот тогда… Уехать на дачу и писать там! Отправить ребенка в школу и отдавать творчеству первую половину дня! Выйти в отпуск и за месяц создать книгу! Сдать большой проект на работе и начать! На самом деле жизнь не так уж часто подкидывает нам идеальные условия для письма, а в результате мы откладываем творческую работу из месяца в месяц, а то и из года в год. Лучше писать по пятнадцать минут в день, чем ждать благословенного творческого отпуска.

3. Часто авторы признаются, что «сесть писать роман» — очень страшная мысль: перед тобой целый океан работы, и вступать в него страшно. Гораздо легче начинать писать то, что пишется: крутящиеся в голове отрывки, отдельные главы, диалоги, описания, сюжеты из вашего романа, а не торжественно выводить: «Глава 1». Что-то потом придется немного переделывать, что-то — менять, но работа начнет двигаться вперед. Так работали очень многие выдающиеся писатели, от Толстого до Набокова.

4. Не обязательно, кстати, решать для себя: «Это непременно будет роман». Многих останавливает ситуация, когда у них в голове есть небольшая, очень яркая история, которой срочно хочется поделиться. Но вместо того, чтобы сесть и начать ее писать, автор начинает выдумывать дополнительных персонажей, повороты и ситуации, чтобы «дотянуть» эту историю до романа, — да так и не пишет его никогда. Попробуйте рассказать историю, которая просится на свет, немедленно. Пусть это будет короткий рассказ или повесть, — отлично! Мало того, что вы напишете хороший рассказ, в процессе вы еще и поймете историю гораздо глубже, и со временем на основе рассказа может вырасти роман, как это случалось с Дэниэлом Кизом, Григорием Адамовым и другими прекрасными авторами.

5. Многие авторы убеждались на своем опыте, что подробно рассказывать кому-то задумку еще не написанной книги может оказаться вредно: в процессе изложения мы не только «перегораем» идеей, но и получаем многое из того, для чего книга, собственно, пишется: понимание, дискуссию, похвалы. Наш мозг сообщает нам, что работа сделана, и делать ее второй раз (хотя вы еще не написали ни строчки!) становится очень тяжело.

6. Есть, кстати, и противоположный совет: попробовать рассказать идею книги (только не в подробностях! См. п. 5) кому-нибудь из близких. Наши собеседники говорят, что часто не могут начать писать книгу, потому что боятся, что «она никому не нужна» или что «идея не стоит усилий». Услышать от тех, кому вы доверяете: «Очень круто! Хочу прочитать!» — отличный способ снять психологическую блокаду и с азартом приступить к работе.

7. Отдельная проблема, на которую жалуются многие писатели, — «боязнь десятого чистого листа». Работа начата и… заброшена. Как ни странно, это происходит потому, что автор часто слишком устает, психологически и даже физически, когда начинает новую книгу. Он работает двое суток, забывая поесть, поспать и пройтись, а потом чувствует, что не готов пахать так и дальше (неудивительно). Можно попробовать вести себя с написанием интересной книги ровно так же, как с чтением интересной книги: останавливаться на самом интересном месте и позволять себе передышку, чтобы к тексту хотелось поскорее вернуться.

8. И, наконец, совсем простой и очень действенный трюк от одного из наших топ-листеров: если вы совсем, совсем, совсем не можете написать даже самое первое предложение, попросите кого-нибудь сказать вам случайное слово. «Чемодан», «мешанина», «салфетка», «какао». А потом попробуйте начать задуманный текст с этого конкретного слова. Во-первых, лист перестанет быть таким пустым и страшным. А во-вторых, сам задуманный вами сюжет от неожиданности получит новый толчок, заиграет у вас в сознании свежими красками. Это потрясающе работает, мы проверяли.

Хотите проверить тоже? «Сахарница». Вот прямо сейчас возьмите и напишите рассказ, который вы давно хотели написать, начав его со слова «сахарница». Не откладывая, не раздумывая и ничего не боясь. И присылайте нам по адресу contact (@) ridero.ru: нам ужасно интересно, что получится.

Share This:

2 responses

  1. Пункт третий — это про меня. Очень много писал ручкой в тетради и откладывал, откладывал. Пока не взялся за рассказ, задуманный в начале восьмидесятых. И не просто увлёкся, а понял, что это вторая книга. Правда, по сюжету она «решила» встать на первое место. Чему я рад. А та книга, что задумывалась, легко впишется в рамки и будет второй.
    Пишите кусками, пусть вас не смущает, что получится каша. Голова, оказывается, начинает работать, когда пишешь, и приходит много неожиданных, ценных мыслей. Вы научаетесь выстраивать вертикаль своей, писательской, власти.

  2. Не знаю, у кого как. У меня же проблема — время. Понятно, любое творчество требует много свободного времени. Вот и остаётся ночь для работы. Либо выходной день. Кстати сказать, лучше всего пишется в пасмурные, дождливые осенние вечера. Когда за окном снег и мороз. В солнечный жаркий день усидеть невозможно.
    И с «сахарницей» ничего не получится — весна! Да и поздно уже…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *