«Хемингуэй позвонит» – один из самых популярных русскоязычных каналов о писательском мастерстве в Telegram, его ведет журналист и писатель Егор Апполонов. Всего за полгода на него подписались более 6700 человек, и эта аудитория ежемесячно растет. Мессенджеры становятся новой средой коммуникации, и писателям не стоит этим пренебрегать. Мы поговорили с Егором о том, как работает Telegram, но рекомендуем это интервью еще и тем, кто ищет строгого творческого наставника. Егор – идеолог бессрочного писательского марафона «44 эссе», цель которого – совершенствоваться в мастерстве и творческой дисциплине.
Ridero: Как появился канал, как пришла идея и что из этого вышло?
Егор Апполонов: Канал «Хемингуэй позвонит» запущен 2 марта 2017 года. Появился он довольно случайно: будучи подписчиком литературного канала Writer’s Digest (https://t.me/WritersDigest), я периодически закидывал Вильяму Цветкову — автору канала — темы на тему писательства и литературного мастерства. К тому времени я прочел довольно много книг о драматургии и структуре литературных произведений («Поэтику» Аристотеля, «Кино между адом и раем» Александра Наумовича Митты, «Сценарий на миллион» Роберта Макки, «Путешествие писателя» Кристофера Воглера, «36 эссе» Чака Паланика» — все эти книги я рекомендую прочесть каждому, кто хочет писать лучше). И вот я кидал Вильяму то одну цитату, то другую, какие-то выдержки из книг. А потом он спросил, зачем я отправляю все это ему, и посоветовал создать канал в «Телеграме». Я подумал минут семь и сделал канал «Хемингуэй позвонит», который — так уж получилось — на сегодняшний день стал крупнейшим каналом о писательском мастерстве и писательстве.
Идея канала проста: я не учу людей писательскому мастерству, я стараюсь показать, что знания — неотъемлемая часть литературного успеха.
Дело в том, что я и сам пытался писать «по наитию», игнорируя основы драматургии, и ничего хорошего из этого не вышло. Я садился с энтузиазмом за новый «роман», и, написав примерно 20-30 глав, утыкался в стену. Я просто не знал, что должно происходить дальше. И вот это непонимание было продиктовано исключительно отсутствием теоретической базы. Лучше понимать, что такое три акта драматургического произведения, что такое «перипетия», что такое «инициирующее событие» и как строится повествование — тогда писать станет гораздо проще. Да, многие начинающие писатели говорят, что загонять себя в рамки – значит ограничивать свой креатив. Я отвечаю на такие утверждения цитатой Александра Наумовича Митты («Кино между адом и раем»): «Молодой писатель часто старается обойтись без развязки, активных характеров, хронологии и причинно-следственных связей. Но для начала нужно в совершенстве овладеть классической формой».
Моя задача — вдохновить подписчиков получать новые знания. Я призываю подписчиков обложиться «учебниками» (благо сейчас – спасибо издателям – все великие книги о писательском мастерстве и драматургии доступны и на русском языке) и освоить азы.
Ridero: Почему «Хемингуэй позвонит», а, скажем, не «Лев Толстой пришлет телеграмму»?
Е. А.: Брендинг — важная составляющая успеха. Мне нужно было простое, понятное и запоминающееся название. В «Телеграме» на сегодняшний день существует порядка десяти каналов для писателей и пишущих людей, и запомнить (а тем более выговорить) все эти названия довольно трудно. Смотрите: Writer’s Digest, Writer’s Stuff, Become Writer, «ЭТОХЕШТЕГМОЕЙКНИГИ» и т. д. Мы живем в России, и я знал, что название должно быть на русском. Оно должно быть ярким и запоминающимся. При выборе имени каналу сказались два фактора: моя страстная любовь к Эрнесту Миллеру Хемингуэю и тот факт, что на момент запуска канала @papawillcall звонки в «Телеграме» еще не поддерживались. И вот уже тогда я подумал: будет здорово, если однажды «Хемингуэй позвонит».
R.: Как появляется контент для канала, сколько времени занимает подготовка новых текстов?
Е. А.: Мне просто вести канал — сказываются 18 лет в журналистике. Я начинал репортером в газете, и мой редактор Андрей Гришковец говорил: «Репортера ноги кормят». Он заставлял, сидя за пустым столом, придумать пять тем, исходя из того, что я вижу вокруг. Спустя годы «придумывание» не вызывает у меня сложностей. Я придумываю на ходу, не имея в голове четкого тематического плана (хотя и держу в голове идеологию канала — вдохновлять). Стараюсь, чтобы в основном на «Хемингуэй позвонит» выходил уникальный контент (я пишу материалы) — каналов, которые делают репосты, много, – а мне нужно было «уникальное торговое предложение». Мне нужно, чтобы мой контент репостили, а не наоборот. Написание, конечно, занимает время, и иногда я говорю себе, что это способ отлынивать от основной работы — написания художественных текстов. Но потом мне пишут благодарные подписчики, говорящие, что узнали что-то новое для себя. И я продолжаю создавать контент. Еще раз повторюсь — все делаю «с листа». Не знаю, что будет завтра. Но пока получается. Обновлений на канале много, возможно, даже слишком, поэтому я решил немного умерить пыл и обновляться не по три-четыре раза в день. Поскольку материала собирается достаточно, логичным продолжением телеграм-канала стал недавно запущенный сайт «Хемингуэй позвонит» (http://papawillcall.ru/). Там публикуется тот самый авторский контент — советы действующих писателей, интервью с писателями и профессионалами издательской индустрии и получившие большой отклик разборы художественных произведений авторов.
R.: С чего начался писательский марафон? Что это такое?
Е. А.: Проект «44 эссе» появился по одной простой причине: я тот еще лентяй и все время пытаюсь отлынивать от написания художественных текстов, рассказов и т. д. Я пишу какие-то чудовищные километры материалов в рамках своей журналистской деятельности, но это не считается. Вот поэтому я и решил, что запущу проект «44 эссе» и объявлю о нем публично.
Идея проекта проста (это обманчивая простота) — написать 44 рассказа, соответствующих жестким критериям: обязательно начать с ситуации, а не с описания (природы, похмелья, сновидений, эльфов, таинственного мира и т. д); активный главный герой (необязательно хороший, у него могут быть недостатки); желание героя сильно (он чего-то хочет, и это желание движет рассказ); обязательна арка героя (в начале — один, в конце — изменился); ни одного наречия в атрибуции диалогов (если диалоги будут, то никаких «он сказал сердито», «он громко закричал» и т. д); объем — 1000 слов. После тексты выкладываются на всеобщее обозрение.
Запустив проект, я предложил всем желающим присоединиться и тоже начать писать. И вы знаете — отклик был просто феноменальный. Подписчики подключились и теперь многие пишут. Кто-то сказал мне, что проект «44 эссе» помог побороть писательские блоки и страхи. Кто-то говорит, что снова начал писать. В общем, я рад тому, что получилось.
R.: Если писатель хотел бы завести собственный канал в «Телеграме» для привлечения аудитории, что бы Вы ему посоветовали? Нужно ли современному писателю заниматься своим продвижением?
Е. А.: Отвечу так: если у вас нет истории, у вас нет канала. Вот так все просто. Можете не писать — не пишите. «Телеграм» — не исключение.
«Телеграм» переживает стремительный рост, и новых каналов появляется очень много. Конкуренция высока, поэтому у вас должно быть уникальное торговое предложение. Зачем вы завели канал? Кому он адресован? И главное — какую пользу он приносит подписчикам?
Если канал создается, только чтобы восславить собственные тексты, я прогнозирую провал. Цитаты писателей, цитаты из книг, интервью с писателями (сделанные НЕ вами) — замечательно. Но это не уникальный контент. Почему люди должны подписаться именно на вас? Дайте им то, чего нет у других. Да, такие каналы собирают аудиторию. Но они уже созданы. Вам придется придумать что-то другое.
Если же вам есть что сказать — непременно сделайте это. Вас услышат. В конечном итоге ценен и уникален опыт, на основе которого вы выстраиваете авторитет. Авторитетность не значит, что вы учите чему-то. Вы можете рассказывать классные истории, которые люди захотят читать.
А вот самопиар (плохое слово, но точное) не должен и не может стать самоцелью при создании канала. Вы тщеславны? Вам обидно, когда люди ставят дислайк посту? Вы радуетесь, когда пост набирает просмотры, или вам все равно? Как вы отвечаете на входящие сообщения подписчиков (приготовьтесь, что чем больше будет становиться канал, тем активнее вам начнут писать люди)? Вы заявили авторитетность в какой-то из тем (при условии, что делаете авторский канал)? Будьте готовы ответить за свои слова и совершенно безвозмездно помогать чужим, незнакомым людям. Это отнимает время. Я знаю лишь ОДИН способ раскрутки канала в «Телеграме» — делать качественный и уникальный контент.
Ну а если случится так, что вокруг вас соберется лояльная аудитория, то вполне вероятно (и такая вероятность весьма высока), что со временем это принесет свои плоды и лично вам как создателю. В сухом остатке: задумайтесь — зачем вам канал? Вы должны понимать, что его ведение занимает время. Нельзя просто бросать ссылки в надежде, что будут читать. Нет, не будут. Действительно интересные каналы интересны, потому что людям есть что сказать, а не потому, что авторы ищут славы и признания.
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее