«Что рассказать вам об Иваре Маккое?» Катори Ками, Виро Кадош

Ками и Кадош_интервью_ммквя_вк

Катори Ками и Виро Кадош всегда мечтали рассказать историю о том, как один человек способен зажечь остальных своей мечтой. И весной на книжном фестивале Красная площадь они успешно представили книгу «Что рассказать вам об Иваре Маккое?», которая вызвала большой интерес читателей. Презентация этой книги на ММКВЯ пройдет 9 сентября, в субботу, с 14:00 до 15:00, в лектории Ridero.

Ridero: Чем ваша книга отличается от любой другой фантастики, которой и так много?

Катори Ками: Такой – точно не много, хотя бы судя по отзывам. Как часто встречается героическая фантастика как бы без самого героя? Да и непонятно, кого же считать главным героем – тех, кто рассказывает, или того, о ком рассказывают? А может быть, книга вовсе не о людях, а о поступках, решениях?.. Или все же о войне, Неведомом Враге и преодолении невозможного?

У каждого героя этой книги свое мнение и свой рассказ – и каждый говорит по-своему. Простой фермер, рядовой десантник, искусный пилот – вы не перепутаете их, даже если убрать из книги красочные заголовки нашего художника.

Нам не раз говорили, что мы, наверное, «читерили» и писали не вдвоем, а чуть ли не целым табором, потому что персонажи выглядят слишком уж живыми. Но на деле это результат тщательной работы над текстом: автора, придумывающего все новые сюжетные ходы, и соавтора, добавляющего яркие краски в портреты персонажей и мир Открытой Вселенной, и редактора, советующего добавить или убрать детали или героев.

Вся эта слаженная командная работа и отличает нашу книгу от «просто любой другой фантастики».

R.: Вы представили книгу читателям весной. Что произошло с ней за это время, какие отзывы вы получили?

К. К.: Самое приятное было то, что очень многие отзывы начинались так: «Вообще-то, я фантастику не читаю, но…» – и дальше обычно следует искреннее удивление, как же так вышло, что отложены все дела, книга проглочена взахлеб и нестерпимо хочется добавки. Причем такая реакция была не только у читателей, но и у критиков и даже издателей – что лично для меня особенно ценно.

И, конечно, невероятно интересными оказались многочисленные встречи с читателями! Больше всего радует, когда человек покупает сначала электронную версию, а потом специально заказывает еще и печатную и забирает ее сам, чтобы встретиться с автором. А те, кто не может встретиться лично, заваливают нас письмами на нашем сайте ivarbook.com. К слову, мы уже получили несколько историй от желающих присоединиться к проекту, и скоро выложим первые из них!

Топ читательских вопросов, кстати, возглавляет один-единственный: «КОГДА ПРОДОЛЖЕНИЕ?!». Вот прямо так, большими буквами и с горящими от восторга глазами. Сразу хочется вскочить и бежать за компьютер – писать, писать, писать…

R.: Как вы представляли свою книгу в начале работы над ней и что вышло в итоге? Насколько сильно изменилась идея книги за время работы?

К. К.: «Что рассказать…» у нас написалась вообще случайно. Несколько лет я планировала книгу, которая в итоге станет второй в серии, основанную, в первую очередь, на моей профессиональной деятельности: биологии и, в особенности, кинологии. Да-да, вторая авторская книга будет не только про новые миры, космос и искусственный интеллект, но и про мышление собак! Так что изначально текст первой книги был не более чем рассказом о главном герое, который мы решили написать просто для развлечения. А вот когда уже стало ясно, что это станет чем-то большим, вот тогда пришло понимание, что надо издавать книгу, которая будет первой в… трилогии? Возможно.

R.: Что забавного/рокового/странного произошло с вашей книгой, пока вы ее писали?

К. К.: Я бы сказала, судьбоносное. Потому что для создания книги недостаточно одного автора. И даже двух – недостаточно. Мы писали любительские тексты вместе с соавтором больше десяти лет, но для создания настоящей книги все-таки оказалась нужна команда, и так сложилось, что она собралась только сейчас. Скажу честно, встать единым строем удалось далеко не сразу. Мне понадобилось немало времени, чтобы собрать команду, в которой все заинтересованы идеей и конечным результатом, будучи очень разными людьми с разными умениями и способностями. Asya.Rait, к примеру, как профессионал высокого уровня долго присматривалась к нам, в итоге выбрала нас не столько, я думаю, даже за талант, сколько за работоспособность и за серьезное отношение к работе.

Так что в итоге работа над книгой собрала вместе несколько совсем разных людей из разных социальных слоев, людей, которые иначе могли бы и не встретиться.

Мы всегда понимали, что писать книгу – это лишь отчасти творческий процесс. Гораздо больше в нем от планирования полноценной работы и самодиплины. Каждый вечер мы с Виро встречаемся онлайн в оговоренное время и пишем либо редактируем несколько часов. Каждый день! Из года в год. А ведь у каждой из нас еще и работа, семья, дела.

Если у нас меняются планы, мы предупреждаем друг друга заранее. Некоторых моих знакомых авторов и даже редакторов такое отношение тоже слегка шокирует. Потому что бытует стереотип о творческих людях как о «свободных художниках», у которых свобода – это «захотел – пишу, не захотел – не пишу». Мы же сочетаем творческий порыв и кропотливую работу над текстом. Поэтому наша книга отличается от многочисленных любительских текстов, которые люди пишут только по вдохновению, но после не работают над ними серьезно.

Я до сих пор со смехом вспоминаю наши первые попытки редактировать текст – как Asya, к тому времени ставшая нашим редактором, подбирала слова, чтобы не дай бог не задеть нежные авторские чувства. Пока я, наконец, не сказала прямо:

– Просто скажи, где переписать и почему. Если надо будет переписать десять раз, перепишем, не вопрос!

Именно в тот момент наше сотрудничество перестало был просто тандемом или, вернее, трио «авторы + редактор», а стал командой.

С редактурой и связано больше всего забавных моментов. Например, после того как Asya прочитала рукопись, она улетела на какую-то свою очередную научно-исследовательскую конференцию, оставив нас в нетерпеливом неведении, а потом прислала сообщение: «Баста, карапузики, кончилися танцы))». И «карапузики» держались как могли в ожидании первых – очень жестких! – редакторских замечаний.

R.: Творческий процесс может быть предсказуемым и запланированным или возможны случайности, которые могут повлиять на все произведение?

К. К.: Мы стараемся придерживаться такой тактики: продумываем основную канву сюжета, а сам текст пишем, отдаваясь на волю фантазии и такого состояния, которое я называю «чувство героя». Когда влезаешь в шкуру персонажа и точно знаешь, что он чувствует, думает, ощущает. Это одновременно и делает текст гораздо более живым, и часто дает толчок для чего-то нового. Самый яркий пример такого толчка – сам Ивар Маккой. Не удивляйтесь, это чистая правда!

Ивар появился сначала как второстепенный персонаж несколько лет назад, но буквально ворвался в нашу творческую жизнь, игнорируя все невеликие планы на свой счет,  быстро захватил место главного героя первого пробного текста, а потом и нашей первой книги. Хотя на тему «Кто же для вас главный герой?» мы даже опрос проводим. Потому что ответы всегда разные. Пока что лидирует… А вот не скажу! Ко второй книге график сделаем, когда больше читателей проголосует и напишет свои версии

И так происходит довольно часто: упомянутый вскользь герой вдруг обретает голос, а внезапно придумавшееся смешное словечко «буйкот» заставляет подогнать под себя целую научную базу, да еще и удариться в космофизику, чтобы понять, как может называться тот класс планет, к которым он адаптирован.

R.: Как создать героя и мир книги, от которых невозможно оторваться?

К. К.: Мы видим для себя только один способ – гореть самим. Буквально жить в той пустыне, водить звездолет и стрелять из излучателя. Если мы не любим героев и свой мир, разве его может полюбить кто-то еще? Разве можно прописать мир детально, ярко, сочно, если не живешь этим каждую минуту, не задумываешься о таких деталях, которые в итоге даже не попадут в книгу? Так мы однажды весь вечер продумывали с Виро механизмы работы инопланетного водозавода, обложились справочниками по химии и физике, спорили до хрипоты и рисовали чертежи! А в итоге поняли, что пока в книге не нужно такое углубленное описание. А мы ведь даже все уже придумали…

В общем, если хочешь, чтоб от твоей книги нельзя было оторваться – не отрывайся от нее сам!

Встреча с Катори Ками и Виро Кадош пройдет 9 сентября, в субботу, с 14:00 до 15:00, в лектории Ridero  (ВДНХ, павильон 75, зал А, стенд D36). Приглашаем!

Share This: