Один из авторов Ridero, Мария Фариса, заняла третье место в конкурсе короткого рассказа им. Паустовского, итоги которого подвели в конце мая. Это уже третья победа автора в подобных конкурсах за последний год. Мы поговорили с Марией о достоинствах короткого жанра и ее втором сборнике рассказов «Лучше журавль», только что опубликованном через Ridero.
Ridero: «Лучше журавль» – уже второй Ваш сборник рассказов. Расскажите, чем Вас привлекает именно короткий жанр? Какие у него плюсы и минусы?
Мария Фариса: Известный мексиканский писатель, у которого я брала интервью для журнала «Афиша-Мир», сказал мне: «Если человек сможет написать хороший короткий рассказ, он сможет написать что угодно». В тот момент я как раз мучилась над большим романом. На семисотой странице зашла в тупик. Тогда решила: напишу несколько коротких историй. Если они получатся – смогу и роман. Если нет – оставлю попытки стать литератором.
Написала пять рассказов и один из них, «Пощечину пекаря» (вошел в сборник «Авантюрин»), отправила на литературный конкурс. Заняла первое место. Тогда снова взялась за роман, но сюжетов для небольших историй уже набралось столько, что я решила на какое-то время полностью посвятить себя рассказам.
При современном темпе жизни людям тяжело сосредоточиться на длинных текстах. Один из плюсов рассказа – возможность окунуться в чужой мир и вынырнуть из него с извлеченным уроком за время поездки между остановками автобуса или станциями метро. Если какая-то история не созвучна или не цепляет, пролистываешь несколько страниц и начинаешь следующую. Необязательно читать длинный роман о жизни других людей, чтобы что-то понять о своей.
По Хемингуэевской теории айсберга я добиваюсь эффекта «озарения» у читателя с помощью пятиминутной истории. Переписываю каждый рассказ снова и снова, сокращая объем, бывает, в пять-шесть раз, чтобы не оставить ни одного лишнего слова. Трачу две-три недели на переписывание каждой истории, чтобы сэкономить время читателей. Они потом пишут мне: «Как вам удается на паре страниц уместить целый мир? Это невероятно!»
Для меня главный минус рассказов в том, что их тяжело продавать. Зачастую с помощью книг люди хотят сбежать от реальности, окунуться в вымышленный мир. Думают, что дверь в другое измерение – это длинный роман. Короткий жанр дается не всем, и хороших романистов намного больше, чем мастеров короткого рассказа. Может быть, именно это повлияло на то, что читатели предпочитают романы, а рассказы привыкли воспринимать как нечто несерьезное, неспособное развлечь или заставить задуматься.
R.: Ваши рассказы неоднократно были отмечены престижными литературными премиями. Есть ли у Вас понимание, как устроена система литературных конкурсов? Нужно ли авторам участвовать в них и зачем?
М. Ф.: Авторам непременно стоит участвовать в конкурсах. Я участвую, чтобы получить оценку моих работ от мастеров. Именно признание профессиональных литераторов, а именно они чаще всего составляют жюри конкурсов, помогает автору понять, что он двигается в правильном направлении. Это как отдать домашнее задание на оценку учителю.
Мой опыт показывает, что литературные конкурсы устроены просто: читаешь условия, отправляешь подходящую работу с нужной документацией – и ждешь. Вот и все.
R.: Как Вы выбираете конкурсы, куда подать книгу?
М. Ф.: Если у меня уже есть материал, подходящий для какого-либо конкурса, я непременно поучаствую. Специально для конкурсов ничего не пишу.
R.: Помогает ли участие в творческих конкурсах книге получить новых читателей и каким образом?
М. Ф.: Думаю, помогает. Я вижу это по запросам в поисковых системах, через которые люди попадают на мой сайт. Например, после недавней победы в конкурсе короткого рассказа имени Паустовского несколько десятков человек искали мой рассказ «По капле возвращать дождь». Когда организаторы конкурса объявляют короткий список финалистов, твое имя появляется в новостных лентах, что обеспечивает внимание прессы. Когда я заняла второе место в конкурсе «Дама с собачкой», обо мне написали в «Российской газете», после чего многие региональные СМИ посвятили мне статьи, упомянули в телевизионных новостях. Все благодаря тому, что однажды летним субботним утром, сидя с чашкой кофе в любимом кресле, я отправила рассказ на литературный конкурс.
R.: Есть ли у Вас есть какая-то любопытная история, связанная с литературными премиями и конкурсами?
М. Ф.: Во время церемонии вручения призов конкурса «Дама с собачкой» мне позвонил Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.рф, и попросил по громкой связи рассказать залу, что вдохновило меня на написание истории «Последние дни октября». Я честно призналась: однажды прочитала заметку на одном из новостных сайтов о том, что многие греческие женщины из-за повальной безработицы время от времени вынуждены заниматься проституцией, чтобы оплатить счета или купить продукты. Эта новость настолько задела и возмутила меня, что я сразу набросала первый черновик рассказа. По деликатному молчанию в зрительном зале поняла: многие не готовы были услышать то, что муза иногда дожидается писателя, притаившись в газетных заметках о проститутках :) Впрочем, история «Ночи без Амаранты» из моего нового сборника «Лучше журавль» тоже выросла из статьи на весьма щекотливую тему, найденную в одном колумбийском журнале.
4 мая Юлия Зайцева объявила шорт-лист авторов в своей проект путеводителей «Путешествия с Алексеем Ивановым». Из 25 человек Длинного списка во второй тур отбора проходит 5 человек: Алексей КашинФилипп ХорватТатьяна ... Читать далее
Юлия Зайцева, лидер проекта «Путешествия с Алексеем Ивановым», объявила Длинный список авторов, которые поборются за возможность работать в ее команде. Публикуем список вместе с комментарием Юлии: «Друзья, я со своей ... Читать далее
Уже пять лет мы дружим с мастером детектива Антоном Чижом. За это время случилось много полезного: прошел курс для писателей с обратной связью, появился популярный импринт «Новый русский детектив», для ... Читать далее
Школа писательского мастерства Creative Writing School 20 марта запускает мотивирующую рассылку для писателей, которым не хватает вдохновения! Кто хотя бы раз пытался написать художественную вещь, тот знаком с «параличом» воображения ... Читать далее