Теперь у авторов Ridero появилась возможность отдать свою книгу перед публикацией профессиональному редактору. Мы попросили Инну Харитонову – редактора с 42-летним опытом работы – рассказать о том, как редактура помогает сделать книгу лучше и чего ждать автору от сотрудничества с редактором.
R.: Почему нужно книгу отдавать на редактуру?
И. Х.: Любой текст, созданный автором, нуждается в том или ином виде правки и редакторском присмотре. Корректурную правку выполняют профессионалы, специально обученные люди — корректоры. Редактор видит книгу целиком и знает, как привести ее в порядок, ведь и само слово «редактор» происходит от латинского redactus, «приведенный в порядок». Редактор – человек высокообразованный, владеет законами логического мышления, знает издательские стандарты и нормы литературного языка, имеет хороший художественный вкус.
R.: Что именно исправляет редактор?
И. Х.: Редакторская оценка книги — это взгляд со стороны. Критика редактора направлена на улучшение произведения: он исходит из того, что автор, даже если не профессионал и не обладает литературным опытом, изучил тему, продумал способ изложения. Редактор контролирует качество текста, поэтому имеет право вмешиваться в авторский текст и вносить изменения, при этом он уважительно и объективно относится к автору, но не снижает требовательности.
Редактор — знаток языка и стилист. Он устраняет погрешности в тексте (неряшливое форматирование, опечатки, фактические ошибки и т. п.), добивается четкости в изложении (устраняет запутанные синтаксические конструкции, неоправданные длинноты, следит за соразмерностью в построении абзацев, стремится к улучшению композиции, проверяет фактические данные и совершенствует язык и стиль).
R.: Как редактор работает с узкоспециализированной информацией в тексте?
И. Х.: Редактор (кроме редактора в специализированном издательстве) не может быть знатоком во всех областях знаний, поэтому он должен опираться на рецензии специалистов. В ином случае на обороте титульного листа размещается надпись «Автор несет полную ответственность за информацию, предоставленную в этой книге».
Работая с узкоспециализированной информацией, редактор старается понять смысл, проверяет факты по доступным и достоверным источникам.
Редактор имеет право переделывать текст (но не смысл), если автор обладает ценными специальными знаниями, но не владеет литературными навыками. Редактор не должен писать за автора, но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть хорошим специалистом в своей области, и нужно помочь ему информацией поделиться.
Возможные недостатки таких текстов:
R.: Может ли автор поставить редактору задачу и как лучше это сделать?
И. Х.: Может ли автор ставить редактору задачи? А может ли пациент руководить хирургом во время операции? Автор может просить совета и рекомендаций у редактора, но всегда должен быть готов к критическим замечаниям. Редактор же обязан давать рекомендации автору для улучшения текста. Оплачивая работу издательских работников, автор должен осознавать, что оплачивает труд профессионалов.
Также автор не должен требовать отчета от редактора или корректора о всех вносимых ими исправлениях, касающихся орфографии, пунктуации, словоупотребления. Смысловая правка, которую специалисты предлагают автору для улучшения текста, обычно поясняется в примечаниях.
R.: Как может измениться текст после редактуры?
И. Х.: Редактор стремится повысить качество текста. Для каждого текста необходима своя мера редакторского вмешательства, которая зависит от того, насколько качественно проработаны автором содержание и стиль. Редактор — лицо заинтересованное в публикации не меньше, чем автор. Автор должен доверять редактору — хорошо образованному специалисту с широким мировоззрением, знатоку языка, имеющему достойный художественный вкус. Редактор, анализируя текст, определяет реальную ценность произведения, помогает автору в совершенствовании рукописи. Хороший текст является результатом совместной работы автора, редактора и корректора.
R.: Чего нельзя ожидать от редактора?
И. Х.: Редактор не соавтор, а помощник, он совершенствует содержание и форму текста, но не имеет права выходить за пределы авторской концепции и стиля. Он не может основываться на личных языковых пристрастиях, своевольно менять стиль. Редактор должен сдерживать свои эмоции, быть объективным и учитывать позицию автора. Редактор помогает подготовить текст к публикации, но шедевры автор создает сам.
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее