Александр Кабаков: «В сумме возможностей у рассказчиков стало больше»

1414965216_kb

Перед началом нового сезона Литературного клуба журнала «Русский пионер» мы попросили русского писателя и публициста, лауреата премии «Большая книга», Большой премии Аполлона Григорьева, обладателя приза «Проза года», Премии Ивана Бунина и ведущего клуба Александра Кабакова ответить на вопросы, которые волнуют любого современного автора – и начинающего, и опытного.  Получилось вот такое блиц-интервью – кратко и по делу.

Ridero: Одна из встреч Литературного клуба «Русского пионера» будет посвящена главным писательским вопросам: о чем, что, как и зачем. Можете ли вы коротко дать на них ответ?

Александр Кабаков: В сумме ответы на эти вопросы определяют всю писательскую жизнь. Коротко ответить на них нельзя, разве что так: о жизни, жизнеподобно, равно жизни и для жизни.

R.: Ваше первое крупное произведение «Невозвращенец» стало бестселлером, выдержало несколько переизданий. Как вы считаете, возможен ли такой успех у нового автора сейчас? Что для этого необходимо?

А.К.: «Невозвращенец», как «Мать» Горького (по словам Ленина), – очень своевременная книга. Да и написан немногим лучше. Но вышли эти революционные сочинения в нужные минуты, потому и наделали шороху – все чувствовали, что вот-вот  грохнет, а мы с Алексей Максимычем что чувствовали, то и написали. Успех всегда возможен, но теперь надо выполнять другие  условия. Истерика рассосалась, в стране довольно тихо… Такие страшные предсказания не так нужны, а лудить их все научились… Куда больше спрос на тихий текст: вот жил Иван Иваныч, жил, да и помер…

R.: Обращаете ли вы внимание на неизвестных новых авторов? Можете ли назвать несколько симпатичных вам молодых писателей?

А.К.: К сожалению, я по обязанностям читаю в основном претендентов на разного рода премии – как член жюри. Самое благоприятное впечатление произвела Гюзель Яхина с ее романом «Зулейха открывает глаза», кажется, так. Первая книга – и сразу большая проза.

R.: Вы начинали свою карьеру писателя с рассказов. Как вы считаете, какие новые возможности есть у авторов, которые начинают с короткого жанра, сейчас?

А.К.: В моей литературной молодости мечтой дебютанта была публикация пары рассказов в одном из «толстых» литературных журналов – «Новый мир», «Октябрь», «Юность»… И судьба состоялась. Публикация в «толстом» была гарантией и качества, и читательского интереса. Теперь «толстые» в кризисе, их гораздо меньше читают, зато появились такие отличные площадки для взлета в малой прозаической форме, как «культурный глянец» – «Русский пионер», чтобы далеко не ходить. В сумме возможностей у рассказчиков стало больше, но мы, конечно, привычно ноем…

R.: Как современному автору найти своего читателя?

А.К.: Писать надо интересно и носить интересные тексты по издательствам – пока не найдется умный издатель – такие бывают. Тогда и читатель найдется – как известно, любую изданную книгу кто-нибудь да прочитает.

Издательский сервис Ridero – партнер нового сезона литературного клуба журнала «Русский пионер». Каждый участник получит в подарок собственный экземпляр сборника с выпускными рассказами и эссе. Встречи клуба будут проходить в Москве, в Библиотеке им. Фурцевой, иногородним слушателям будут доступны видео и аудиозаписи. Старт курса – 7 февраля, продолжительность – 3 месяца. Подробная программа и регистрация.

Share This: