«Прямо сейчас»: какие рукописи нравятся издателям

Перед Новым годом в книжных магазинах Москвы появился роман Сергея Нагаева «Прямо сейчас» — книга, которая попала в поле зрения издательства «Центрполиграф» благодаря тому, что автор разместил ее на Ridero. Тираж нового издания книги — 2500 экземпляров. Мы связались с шеф-редактором издательства «Центрполиграф» Даримой Хвостовой и попросили её рассказать, как издатели отбирают рукописи.

Ridero: Какие конкретно качества делают тексты привлекательными для издателей?

Д.Хвостова: Как мне кажется, любая рассказываемая история должна иметь, прежде всего, четко проработанные сюжет и идеи, которые автор пытается донести до читателя. Увы, в российских романах последних лет далеко не всегда вы найдете, скажем, ясный и логичный финал, причем это зачастую относится к прозаикам, романы которых отмечены такими весомыми литературными наградами, как премия «Большая книга». Я понимаю, что члены жюри этих премий стараются поддержать писателей, чье творчество кажется им значимым, и в определенной степени готовы делать авторам скидки. Но на мой взгляд, подобная ситуация все-таки не на пользу литературному развитию. Подход к оценке творчества должен быть всесторонним.

R.: А чем вас привлек роман «Прямо сейчас»?

Д.Х.: Его автор  Сергей Нагаев нашел свежий сюжет, грамотно выстроил в романе образную систему. История, которую он рассказывает, фантастична, невероятна, но при этом изложена весьма убедительно, а все оттого, что автор абсолютно достоверен в воссоздании обстоятельств, атмосферы, интерьеров описанного. Например, если главный герой этого романа «по ходу пьесы» оказывается в книжном магазине «Фаланстер» в Москве, то читатель получает возможность через текст увидеть его в совершенно реальных обстоятельствах. А когда герой (и вместе с ним читатель книги) видит, что в этом магазине на стене висит автомат Калашникова (ну не настоящий, разумеется, а точная копия), то можете не сомневаться, это «оружие» через несколько глав обязательно «выстрелит». Словом, Нагаев умело использует узнаваемые детали действительности, чтобы смоделировать иную реальность, чтобы создать свой, особый мир. А это и есть один из основных признаков полноценного художественного творчества — когда автор заставляет читателя поверить в «реальность» вымышленного.

Я думаю, что такой подход к созданию текста Сергей Нагаев выработал в процессе журналистской деятельности. История мировой литературы знает немало примеров, когда авторы начинают свой путь к художественному творчеству с написания репортажей и заметок в газетах и журналах. Общеизвестно, что до того, как стать писателем, Федор Достоевский работал криминальным репортером. Журналистами начинали Эрнест Хемингуэй, Хантер Томпсон, немало других авторов. Среди современных российских писателей к таким можно отнести Дмитрия Быкова; несмотря на блистательную писательскую карьеру, он до сих пор остается замечательным журналистом. Что же касается Сергея Нагаева, он окончил факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, работал в «Российской газете», в других средствах массовой информации.

Собственно, это я к тому, что молодые авторы, которые собираются публиковаться или уже публикуют свое творчество на Ridero, могут использовать этот путь для того, чтобы, во-первых, за зарплату «набить руку» в написании текстов, а во-вторых — лучше узнать жизнь, ведь профессия журналиста позволяет общаться с самым широким кругом людей, дает возможность бывать там, куда «простой смертный» обычно попасть не в состоянии.

R. : А что еще Вы могли бы посоветовать новым авторам?

Д.Х. : Я думаю, новым авторам следует осознавать, что они только начинают восхождение, и это означает, что редакторы в издательствах будут предъявлять к их текстам повышенные требования. К новичкам всегда более придирчивое отношение.

Представьте, к вам поступает текст от автора без «имени», без своей, преданной аудитории, которая готова раскупить хотя бы небольшой тираж, согласитесь, чтобы рискнуть и вложить немалые деньги в такой проект, нужно быть уверенным хотя бы в основных признаках профессионализма.

Мой издательский опыт показывает, что начинающие авторы нередко склонны сдаваться и оставлять произведение «как есть», даже когда им понятно, что текст не дотянут до хорошего уровня, «не докручен». Они стараются найти этому дежурное оправдание, мол, современный роман не должен все объяснять «в лоб». Или что «их читатель» должен быть интеллектуалом, который сам обо всем догадается и сам все расставит по местам. Уверяю, это ошибочный подход. Я не говорю о том, что романы должны быть примитивными и напрямую объяснять «мораль той басни». Нет. Просто дело в том, что если писатель не в состоянии четко сформулировать для себя, о чем он хочет поведать миру, то читатель-то уж точно не обязан делать это за него.

Вообще, надо понимать, что все потаенные мысли автора по поводу его текста всегда очень четко «считываются» со стороны. Если тебе самому не очень-то интересна история, которую ты рассказываешь, или если ты ленишься, не предпринимаешь все новых и новых мыслительных усилий, чтобы довести роман до нужной кондиции, то «спрятать уши» не получится. Читатель обязательно раскусит тебя, и его отношение к халтуре будет соответствующим. И мой совет начинающим авторам: займитесь этим прямо сейчас, до отправки рукописи в издательства, до публикации текста через тот же Ridero, как это сделал Сергей Нагаев. Разумеется, даже после всех улучшений текста никто не даст вам стопроцентной гарантии успеха, но так у вас будет гораздо больше шансов на него, и по крайней мере, вы сможете сказать себе, что сделали все, что от вас зависело.

Аннотация к роману «Прямо сейчас»:

Молодой программист Данила мечтает об учреждении свободной онлайн­страны, гражданином которой может стать любой, кто зарегистрируется на ее сайте. Но пока наш киберанархист — гражданин России, живет в Москве, где немало реальных проблем, где снова кризис. Что станет для Данилы более важным — заумные идеи или текущая мимо него жизнь? Кто поможет Даниле, а кто реальным танком встанет на его дороге? Среди героев романа: компьютерщик, дизайнер, верхолаз, другие невеликие люди — с одной стороны. А с другой — президент России и его окружение. Два мира, чьи судьбы, казалось бы, не могут пересекаться. Но не в этом романе.

Автор — Сергей Нагаев, окончил факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, работал в газетах «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Известия», в «Российской газете», в других СМИ. Последнее место работы — начальник новостной службы портала Высшей школы экономики. В настоящее время на Ridero размещены следующие произведения автора: роман «Владимир Ост», повесть «Галс», рассказ «Энергодар».

С этим читают

Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее

1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib.  Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее

9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее

1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее

Показать больше записей