Дарья Ильгова: премиальные процессы не могут влиять на подлинное

Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год тексты финалистов «Лицея» западают в душу членам жюри. Жюри книжных блогеров в большинстве своём привыкло работать совсем с иными текстами, однако Дарья Ильгова – поэт, автор сборников «Оригами» и «Пятна памяти», выпускница Литературного института – смогла впечатлить и порадовать каждого. Она стала победительницей премии «Лицей» в номинации «Выбор книжных блогеров». С Дарьей мы поговорили об отношении к «Лицею», читателе поэзии, спасательном круге для автора и вдохновении на сборник «Перекличка». Беседу вела член жюри книжных блогеров, литературный критик Анна Нуждина.

Дарья, расскажите, впервые ли вы подали заявку на «Лицей» и какие были у вас ожидания от сезона? Оправдались ли они?

Я отправляла материалы на премию «Лицей» несколько раз в предыдущих сезонах. Что касается ожиданий, то в моем случае это, скорее, не ожидание результата, но интерес как читателя к тем подборкам, которые окажутся в финале. В этом году в финале поэтической номинации, как мне кажется, было нечто объединяющее всех нас (и это не только наследование традиции, но и общий поиск), и я рада была оказаться в этой компании финалистов.

Как ощущаете себя после победы в номинации «Выбор книжных блогеров»? Поменяло ли это что-то в вашей жизни?

Мы все получили много разных, эмоциональных, порой противоречивых отзывов. Как я уже сказала на церемонии награждения, лично я благодарна за каждый из них, за каждую попытку приблизиться к тексту. Может ли это что-то изменить в жизни? Думаю, нет, да и не хочу этого. Жизнь глубже и многограннее любого произведения и любого отзыва на него.

Как вы думаете, важно ли внимание блогеров к стихам современных поэтов? Оно чем-то отличается от внимания критиков?

Возможно, для кого-то из молодых поэтов действительно важно внимание блогеров (как попытка моментальной реакции на текст и транслирование на большую читательскую аудиторию) или критиков (как медленное прочтение и детальный анализ с рекомендациями). Но мне было бы более интересно услышать ответ на этот вопрос от самих блогеров и критиков, как они сами определяют свои границы.

Нравится ли вам общаться со своими читателями? Что в читательских отзывах на ваши стихи вам кажется самым важным?

Может показаться, будто толпы фанатов поэзии стучатся в мою дверь, и я вынуждена вести с ними долгие диалоги, объясняя, что же на самом деле хотел сказать автор. Но если отвечать на этот вопрос честно, то придется признаться, что я не думаю о читателе (да простит он меня!) и практически никогда с ним не встречаюсь, если только это не коллега. Поэзия – удел одиночек. Читателю, если он существует, сочувствую. 

Расскажите, как вы пришли к «Лицею». Для вас эта премия занимает важное место в современной литературе? В чём, на ваш взгляд, может быть её миссия?

Важная роль «Лицея», которая отличает эту премию от остальных, как мне кажется, заключается в возможности молодых авторов найти своего издателя. Хотя это больше относится к прозе, чем к поэзии, но я все равно рада за коллег по прозаической номинации. Знаю, что в этом сезоне некоторые участники длинного и короткого списков в прозе обрели своих издателей. Буду ждать выхода этих книг.

Вы давно пишете стихи и пришли на премию, уже сформировавшись как поэт и выработав свой стиль и голос. А таит ли опасности премиальный процесс для совсем начинающих авторов?

Думаю, что никакие премиальные процессы не могут положительно или отрицательно влиять на подлинное. Вопрос в том, хотят ли начинающие авторы быть или казаться. Но на этот вопрос они должны сами ответить себе в глубине своего сердца. Здесь могу только еще раз повторить за Пушкиным: «Веленью божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца».

Поделитесь, как и с каким настроением писалась «Перекличка». Что, на ваш взгляд, в этом сборнике / подборке тронуло чувства жюри?

Идея «Переклички» родилась из речи Ходасевича, который завещал нам именем Пушкина «перекликаться в надвигающемся мраке». И создавалась она в ощущении «последних часов близости перед разлукой». Я не могу знать, что именно тронуло чувства жюри, сложно смотреть со стороны. Возможно, это «жгучая тоска» Ходасевича, помноженная на отчаяние моё.

Какие важные задачи способна решить поэзия: и чтение, и написание стихов? Помогает ли она справляться с вызовами современного мира?

Думаю, поэзия совершенно не способна, да и не должна решать никакие глобальные задачи. Что касается спасения, то сейчас это не корабль и даже не лодка, но, может, спасательный круг, который вдруг вытащит кого-то из пучины отчаяния. Может, в первую очередь самого автора, что уже не так плохо.

С этим читают

Победителем в номинации Ridero «Выбор книжных блогеров» на премии «Лицей» среди прозаиков стала Анна Баснер. Её повесть «Последний лист», которая входит в сборник «Круг, петля, спираль» от издательства «Альпина. Проза», ... Читать далее

В новом IX сезоне литературной премии для молодых прозаиков и поэтов «Лицей» в жюри номинации Rideró «Выбор книжных блогеров» работали 15 человек. В состав жюри вошли лауреаты и финалисты премий ... Читать далее

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация издательского сервиса Rideró, партнера Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов. Пятый год подряд в рамках премии «Лицей» Rideró собирает ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

Показать больше записей